«Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева» представляет двухсерийный спектакль-фильм А. Васильева «Дорога на Чаттанугу» по пьесе В. Славкина
В 1979 году в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского, куда вместе со своим мастером, педагогом ГИТИСа и режиссером Андреем Поповым пришли трое его учеников, Анатолий Васильев, Борис Морозов и Иосиф Райхельгауз, вышел спектакль «Взрослая дочь молодого человека». Спектакль, ставший вехой в истории театра и вышедший за рамки только театрального события, был сочинен Васильевым в тесном и сложном сотрудничестве с актерами, художником Игорем Поповым и с автором – драматургом Виктором Славкиным. Его пьеса о разбитых иллюзиях ровесников в оригинале называлась «Дочь стиляги». Название изменили с легкой руки Василия Аксенова, уезжавшего тогда из страны. Главную роль в нем, да и одну из главных ролей своей жизни – роль Бэмса – играл Альберт Филозов.
Бэмс Филозова, музыкально одаренный, в ярком галстуке-бабочке и ботинках на «манной каше» обожал джаз и жизнь свою жил как джаз. Этот Бэмс и стал лицом целого поколения – мечтателей, грезящих о свободе, но запертых в собственной стране и времени. Лихой студент, звезда курса, он раздражал собой и комсомольских вожаков, и старых друзей. Вечеринка, происходившая на фоне и в проемах развернутой по диагонали бытовой декорации (сценограф Игорь Попов сделал это открытие в ответ на требования пожарной безопасности и превратил «квартиру в разрезе» в театральную ширму), встречала вновь давних друзей и воскрешала прошлое, которое требовало отчета о настоящем.
«Ускользающая характерность как бы смытых черт…» (Нина Цыркун).
«Магма, неочевидная тонкость, недобитая человечность, прелестная вздорность, идиотические всплески. Всё вместе. То, что существовало враздробь и в других драматургических вариациях, здесь обобщилось до универсальной неопределенности». (Зара Абдуллаева о героях другого спектакля Васильева – «Серсо», в котором роль Петушка играл Альберт Филозов).
Виктор Славкин вспоминал: «Когда Васильев закончил первый акт, он решил показать его артистам «Первого варианта «Вассы Железновой»»: Никищихиной, Поляковой, Буркову, Романову, Бочкареву и другим. Нужен был взгляд со стороны – куда идем? Интересно ли это кому-нибудь, кроме нас? Помню, поразил меня Георгий Бурков: его слова и он сам. Не потому что хвалил, не оттого, что сказал «Пахнет открытием», а как объяснил нам и, наверное, сам себе смысл происходящего на сцене: «В пьесе герои мучаются вопросом: где они ошиблись – то ли тогда, когда поверили в свободу духа, то ли тогда, когда поверили, что с этим надо бороться…».
Поразительным образом последующая киноверсия спектакля стала ответом на «реальный», театральный финал «Взрослой дочери…», где герои отправлялись в кино и их конфликт оказывался исчерпан, потому что его уничтожила сама жизнь.
Текст Кристины Матвиенко
После показа спектакля пройдет урок-встреча с режиссером Анатолием Васильевым.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Владивостоке в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.