Автор — Николай Гоголь
Тема гоголевской комедии на первый взгляд самая традиционная — сватовство и женитьба, предполагающие плутовство, неразбериху и неизменную свадьбу в финале. Но как же далека от неё гоголевская пьеса: всё в ней оказывается перевёрнутым, всё наоборот. Простая и житейская история сватовства оборачивается прекрасно нелепой и абсолютно абсурдной буффонадой, абракадаброй, карнавалом со смотринами женихов и жребием, который готова тянуть невеста…
Мечется по сцене бойкая прислуга, хлопочет суетливая сваха, то и дело вспыхивает магниевая вспышка — очередного жениха нужно запечатлеть с помощью новомодного устройства, дагерротипа, чтобы разборчивой невесте было ловчее «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича». Свою долю весёлого безумия вносит и предприимчивая деятельность Кочкарёва: энергичного, деятельного, в восторге чувств переходящего на пятистопный ямб, а в порыве отчаяния (ну никак не уговорить друга жениться) — на торжественно-скорбный гекзаметр. Действие стремительно несётся от одной шутки к другой и кажется вот-вот и будет свадьба. Но… услужливо появившееся из ниоткуда окошко не даёт странной гоголевской истории завершиться желанным счастливым финалом.
Евгений Каменькович, режиссёр:
«Анатолий Эфрос справедливо заметил, что «Женитьба» — история про глубоко несчастных людей. Мы тоже рассматривали ее не столько как комедию, сколько как первую в мире абсурдистскую пьесу. И позволили себе кое-какие вольности, которые начал еще Мейерхольд. Не могу сказать, что мы поставили всего Гоголя, как делал он, но добавили реплики из других произведений, аллюзии на биографию писателя, стихи Пушкина, а в одной сцене перевели гоголевский текст в гекзаметр. Вообще это настоящее коллективное сочинение, — с чего, кстати, и начинался наш театр».
Премьера состоялась 8 февраля 2024.