В рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны». Цикл «Симфонический навигатор». Исполнители: Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» Главный дирижёр Эдуард Дядюра Солист — лауреат международных конкурсов Сергей Поспелов (скрипка, Москва) Автор цикла и ведущая — кандидат искусствоведения Олеся Фиалко В программе: Ян Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром d moll, оp. 47 Клод Дебюсси. Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» Сергей Прокофьев. Симфония № 1 D dur «Классическая», соч. 25 Думает ли композитор о судьбе своего произведения в момент его создания? Насколько автору важно признание публики и коллег? Почему многие великие партитуры во время премьеры «провалились» и как находили свой путь на музыкальный Олимп? Ответы на эти вопросы слушатели получат на концерте, в котором прозвучат три классических произведения, проделавшие путь от провала до признания. Три партитуры представят слушателям три жанра симфонической музыки — концерт, оперная увертюра и симфония — и три истории их пути к признанию. Увертюра к опере «Фиделио» (1814), единственной опере Людвига ван Бетховена, — яркий пример внутренней требовательности, удивительной настойчивости и перфекционизма композитора. Бетховен создал три редакции оперы «Фиделио» и четыре версии увертюры к ней. И был награждён — после двух провалов третья редакция оперы получила долгожданное признание, а две из четырех увертюр («Леонора № 3» и «Фиделио») прочно вошли в репертуар симфонических оркестров. Концерт для скрипки Яна Сибелиуса (1903) является истинным воплощением романтизма с его вниманием к чувствам и переживаниям. В это произведение композитор вложил всю свою любовь к скрипке, занятия на которой был вынужден оставить в юности из-за травмы плеча. Произведение, которое сегодня входит в золотой фонд скрипичной музыки, не сразу получило заслуженное признание. Публика и коллеги не смогли по достоинству оценить работу Сибелиуса — первые исполнения концерта «провалились» из-за совокупности двух факторов: высокой сложности скрипичной партии и недостаточного времени для подготовки солистов. «Классическая» симфония Сергея Прокофьева (1917) стала одной из первых ласточек неоклассицизма. Образцом для молодого композитора стали симфонии Йозефа Гайдна, которые Прокофьев штудировал в дирижёрском классе Николая Черепнина. Симфония в духе Гайдна была своего рода шуткой, эпатажной выходкой композитора-хулигана, но вопреки ожиданиям Прокофьева не стала поводом для его «расстрела». Музыкальный язык далёкой эпохи Прокофьев «разбавил» современными гармониями и оркестровыми приёмами, многие из которых впоследствии стали метками его неповторимого авторского стиля. Солист программы — скрипач Сергей Поспелов. Музыкант родился в 1990 году в Ростове-на-Дону. В 11 лет дебютировал на сцене Ростовской филармонии со скрипичным концертом Ф. Мендельсона. В 2009 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 2014 году — консерваторию и в 2017-м — аспирантуру МГК им. П. И. Чайковского (класс народного артиста России, профессора Э. Грача). C 2018 года — ассистент в классе Э. Грача. В настоящее время С. Поспелов — педагог МГК им. П. И. Чайковского. Артист является лауреатом международных конкурсов, среди которых Конкурс пианистов и скрипачей имени Гнесиных (Москва, 2003), Конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха (2006), Премия оркестра «Новая Россия», учреждённая фондом Ю. Башмета (2006), 41-й конкурс «Концертино Прага» (2007), XV Конкурс скрипачей имени Альберто Курчи (Неаполь, 2008), VI Конкурс скрипачей имени А. И. Ямпольского (Москва, 2012). Гастроли и мастер-классы Сергея Поспелова проходят во многих городах России и за её пределами — в Белоруссии, Латвии, Армении, Израиле, Китае, Чехии, Румынии, Италии, Польше, Франции, Германии, Японии. В 2017 году Сергей Поспелов создал «Московский камерный оркестр», с которым дебютировал в качестве дирижёра. Музыкант играет на скрипке итальянского мастера Андреа Гальяно (1754).