Опера в трех действиях Композитор — Джакомо Пуччини
Либретто — Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по одноимённой драме Викторьена Сарду «La Tosca»
Продолжительность спектакля: 2 часа 30 минут
Спектакль идёт с двумя антрактами
Шедевр Джакомо Пуччини «Тоска» на сцене Бурятского театра оперы и балета — произведение, где «безумная любовь сталкивается с деспотичным злом» в вихре политических интриг времен наполеоновских завоеваний.
В самом сердце сюжета — сплав политической авантюры и любовной драмы. И над этим кипящим котлом возвышаются три колоссальных образа, ставшие вехами в истории оперы: Флория Тоска, великая певица, чья страсть толкает ее к пределу самопожертвования, проживающая на сцене подлинную трагедию; Марио Каварадосси — художник, воплощение благородства, мужества и романтической мечтательности; и Барон Скарпиа, шеф полиции, чей злобный, коварный и жестокий нрав делает его одним из самых отталкивающих и притягательных злодеев в репертуаре. Эти три роли — вершина вокального и сценического мастерства, требующая от исполнителей не только мощных голосов для драматической мощи Пуччини, но и глубочайшей психологической проработки. Солисты Бурятского театра оперы и балета блестяще воплощают их в этой постановке.
Силами бурятской труппы способной, по мнению дирижера, к «очень напряженным и насыщенным ролям», спектакль обрел жизнь под руководством выдающихся мастеров из Мариинского театра. Режиссер-постановщик, народный артист России Юрий Лаптев, и дирижер-постановщик, заслуженный артист России, лауреат Государственной премии Бурятии Леонид Корчмар, назвавший «Тоску» «одним из самых замечательных, исключительных произведений», объединили усилия для создания масштабного проекта.
Маэстро Корчмар подчеркивает: сочинение Пуччини «написано настолько точно, ярко и выразительно, что оно неизменно захватывает слушателей и зрителей».
Визуальную мощь спектаклю придает уникальное сценографическое решение художника-постановщика, заслуженного художника Украины, главного художника Донецкого театра оперы и балета Алексея Спевякина. Его «декорации — не просто фон, а активный участник драмы, воплощение единой мысли о природе Зла». Спевякин сознательно «деформировал» реалистичные места действия, описанные либреттистами Илликой и Джакозой, для обострения накала«. Здесь — трансформация как ключ к восприятию. От католического храма в первом акте, куда проникает Зло, наблюдая за молитвами и интригами, через логово Зла — кабинет Скарпиа с его пытками — к трагическому финалу.
«Что-то не так, что-то качается» — эта тревожная подвижность декораций, их «трансформация, подчеркивающая спектакль», визуализирует идею: Зло изменчиво, оно убивает любовь, рушит храмы и человеческие устои.
«Цель — передать состояние... Воспримет зритель — значит, получилось», — уверен художник, рассчитывая, что новый подход будет интересен.
«Тоска» Пуччини— опера «hors ligne» («вне очереди», «исключительная»), как надеялся сам композитор накануне премьеры. Спектакль, где любовь Тоски и Каварадосси ведет к самопожертвованию, где коварство Скарпиа кажется неодолимым, где музыка льется потоками страсти и отчаяния, и где новаторские, тревожные декорации становятся метафорой разрушительной силы Зла.
Не пропустите этот накал страстей.