Джаз и симфонизм, опера и мюзикл...ХХ век подарил человечеству произведения колоссального размаха тем и воплощений! Импрессионизм и спиричуэл, неоклассика и пиршество ритма...Каждая программа — это и новая встреча, и ностальгия. В состав абонемента входят концерты: — 14 октября 2025, 19:00. Гершвин, Бернстайн, Цфасман. Госоркестр РБ представляет концерт симфонической музыки в рамках абонемента № 3 «Шедевры ХХ века». В программе: Гершвин. Симфоническая картина «Порги и Бесс», оркестровая пьеса «Американец в Париже», пьеса «Рапсодия в стиле блюз». Цфасман. Джазовая сюита для фортепиано с оркестром. Бернстайн. Симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история» Солист — Вадим Руденко (фортепиано). За дирижерским пультом — главный дирижер оркестра, народный артист РБ Дмитрий Крюков. «Порги и Бесс: Симфоническая картина» — оркестровая сюита 1942 года, аранжированная Робертом Расселом Беннеттом, хорошим другом и иногда помощником Джорджа Гершвина. Она включает в себя большинство самых известных песен из оперы Гершвина «Порги и Бесс», но не в том порядке, в котором они звучат. Хотя «Симфоническую картину» иногда называют «величайшими хитами» оперы, первая известная мелодия, Summertime, звучит только через семь минут после начала произведения. Некоторые из наиболее эзотерических частей оперы отсутствуют, многие из запоминающихся мелодий, которые можно услышать в этой сюите, отсутствуют в других, включая собственную сюиту Гершвина Catfish Row, в которой, как правило, подчёркиваются более интеллектуальные элементы произведения. Американец в Париже — оркестровая пьеса Джорджа Гершвина, созданная под влиянием джаза и впервые исполненная в 1928 году. Она была вдохновлена временем, проведённым Гершвином в Париже и вызывает в памяти достопримечательности и энергию французской столицы 1920-х годов. Rhapsody in Blue (с англ. — «Рапсодия в стиле блюз», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах») для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина. Пьеса была заказана Полом Уайтманом начинающему тогда композитору и музыканту Гершвину 5 января 1923 года как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. Рапсодия была впервые исполнена автором 12 февраля 1924 года в Нью-Йорке, в концертном зале Эолиан-холл, в программе оркестра Уайтмана «Эксперимент в современной музыке». Оркестровку Рапсодии 1924 года для фортепиано и джазовой группы выполнил работавший на П.Уайтмена профессиональный музыкант Ферде Грофе. Он же позже осуществил и версию для фортепиано и симфонического оркестра. Именно в этой редакции Рапсодия ныне повсеместно известна. «Рапсодия в блюзовых тонах» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического, и джазового направлений. «Джазовая сюита» композитора Александра Цфасмана написана в 1945 г. и обладает неповторимым, фортепианным стилем. Ее красочный оркестровый язык полон виртуозности в сочетании с поэтическим изяществом. Симфонические танцы из мюзикла "Вестсайдская история«Леонарда Бернстайна были написаны в 1960 году. Это оркестровая сюита из девяти движений, адаптированная для большого симфонического оркестра из частей его мюзикла «Вестсайдская история». В опубликованной партитуре Бернстайн поблагодарил Сида Рамина и Ирвина Костала, которые подготовили расширенную оркестровку под его руководством и оркестровали мюзикл. Премьера сюиты состоялась 13 февраля 1961 года в Карнеги-холле в Нью-Йорке под управлением Лукаса Фосса с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Впоследствии она была записана Бернстайном и другими композиторами. — 3 марта 2026, 19:00. Барток, Брух, Уолтон. Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 3 «Шедевры XX века» В программе: Барток. Концерт для оркестра Уолтон. Концерт для альта с оркестром Брух. Концерт для кларнета и альта с оркестром Солисты: народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет) народная артистка РБ Айгуль Муратова (альт) Концерт для оркестра (1943) сочинен Б. Бартоком по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя С. Кусевицкого. Первое исполнение Концерта состоялось в декабре 1944 г. в Бостоне под управлением Кусевицкого. Пятичастный концерт — в сущности симфония — написан для большого оркестра. Партитура полна виртуозными соло отдельных музыкантов и целых оркестровых групп, насыщена ансамблевыми диалогами, пронизана тембровой полифонией. Суровая Интродукция — пролог цикла. Скерцо — сфера фантастических образов. Элегия — трагическая кульминация концерта, вобравшая в себя переживания военных лет. Прерванное интермеццо — череда причудливых, капризных видений. Финал — жизнеутверждающий апофеоз танца, полный огня и могучей, подлинно бетховенской силы. Концерт для кларнета и альта с оркестром ми минор написан М. Брухом в 1911 г. для сына, кларнетиста Макса Феликса Бруха. Первое исполнение состоялось 5 марта 1912 г. в Вильгельмсхафене, затем автор внёс в партитуру ряд исправлений, и во второй редакции концерт впервые прозвучал 3 декабря 1913 г. в Берлине. Мысленно перенесясь в «золотой век» немецкого музыкального романтизма, ощутив себя, подобно композитору, внутри круга его великих предшественников и современников, слушатель имеет прекрасную возможность прикоснуться к классическому образцу стиля, к роднику непосредственного чувства и редкого мелодического обаяния М. Бруха. Уильям Тернер Уолтон (1902-1983) — знаменитый английский композитор и дирижер ХХ века, сформировался под сильным влиянием И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. Он работал во многих жанрах современной музыки, создавая симфонические, камерные, хоровые сочинения, а также музыку к кинофильмам. Концерт для альта с оркестром был написан в 1929 г. и назван композитором «Кристабели» в честь возлюбленной. Первым солистом стал знаменитый композитор и альтист Пауль Хиндемит, исполнивший сочинение в том же 1929 г. В 1961 г. автор сделал вторую редакцию Концерта. Последовательность трех частей сочинения нарушает обычное их соотношение: здесь драматическим, медленным разделом становится первая часть (Andante Comodo), быстрой, стремительной — вторая часть (Vivo, Con Molto Preciso), завершается цикл относительно спокойно (Allegro moderato). Ритмическая энергия, выразительная мелодика, современная гармония, отчетливые джазовые элементы делают Концерт ярким, масштабным сочинением, привлекательным для исполнителей и слушателей. Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков. — 14 мая 2026, 19:00. Дебюсси Госоркестр Башкортостана представляет концерт в рамках абонемента № 3 «Шедевры XX века» В программе: Дебюсси. Рапсодия для кларнета с оркестром; Сюита из оперы «Пелиас и Мелизанда»; «Послеполуденный отдых Фавна»; «Ноктюрны», «Медленный вальс», «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» В 1909 г. композитор К. Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной через год на экзамене в консерватории. Через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь. Сочинение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу П. Мимару. «Послеполуденный отдых фавна» (1894) К. Дебюсси носит подзаголовок «Прелюдия к эклоге Малларме». Опять, лукавая свирель, орудье бегства, Попробуй расцвести на берегах былых! Я ж буду длить рассказ, горд шумом слов своих, Пока языческих богинь живописуя, С их тени пояс вновь мечтой не отрешу я. Так, если соком лоз себя я опьяню И сожаление уловкой отгоню, Я к небу подниму со смехом гроздь пустую... Сохранился пояснительный текст, вероятно, составленный самим Дебюсси или при его участии. «Музыка этой прелюдии — очень свободная иллюстрация прекрасного стихотворения Малларме. Она отнюдь не претендует на синтез стихотворения. Скорее это следующие друг за другом картины, среди которых движутся желания и грезы фавна в послеполуденный зной. Затем, утомленный преследованием пугливо убегающих нимф, он отдается упоительному сну, полному осуществившихся наконец мечтаний о полноте обладания во всеобъемлющей природе». «Ноктюрны» — три симфонических произведения («Облака», «Празднества», «Сирены») К. Дебюсси. Несмотря на общее заглавие, ноктюрны объединены не сюжетом, а ощущением света, единым впечатлением, яркостью красок. Премьера цикла состоялась в Париже в декабре 1900 г. (без части «Сирены»), полный трёхчастный цикл был исполнен в 1901 г. Среди произведений раннего периода К. Дебюсси особого внимания заслуживает «Бергамасская сюита». Написанная в 1890 г., она не раз дорабатывалась композитором, окончательный вариант её появился в 1905 г. Одна из самых знаменитых пьес Сюиты — «Лунный свет» создана по мотивам одноименного стихотворения Поля Верлена. Вальс (у К. Дебюсси он носит уточнение «Более чем медленно») был написан в 1910 г. — это не столько танцевальная пьеса, сколько выразительная картинка с контрастными настроениями и прихотливо меняющимся ритмическим рисунком. Из примерно пятнадцати оперных проектов, которые Клод Дебюсси всерьез обдумывал, завершил лишь один — оперу «Пеллеас и Мелизанда». Сюжет оперы он обдумывал не менее десяти лет, начиная с 1893 г., когда впервые увидел на сцене Буфф-Паризьен пьесу М. Метерлинка. История любви и ревности рассказана в «Пеллеасе» совершенно не в духе времени. События буквально висят в воздухе — пьеса М. Метерлинка свободна от исторических и этнографических реалий, а значит, не требует от композитора ни «исторической достоверности», обязательной в период расцвета эклектики, ни внимания к социальным проблемам в духе французского натурализма. «Я долгие дни преследовал „нечто“, из которого она, Мелизанда, создана, — писал Дебюсси Э. Шоссону. — Теперь меня мучает Аркель. Он уже из загробного мира, в нем есть пророческая, отрешенная от всего земного нежность тех, кто скоро исчезнет. И все это надлежит сказать с помощью одних только до, ре, ми, фа, соль, ля, си! Что за ремесло!». К 1895 г. опера Дебюсси была готова. Премьера состоялась 30 апреля 1902 г. Партитуру гениально интерпретировал дирижер Андре Мессаже, которому Дебюсси написал: «Звуковую ткань Пеллеаса только вы сумели оживить с нежной деликатностью, которую нечего и пытаться найти еще гле-нибудь, так как совершенно очевидно, что внутренний ритм всякой музыки зависит от того, кто вызывает его к жизни, так же как слово зависит от уст, которые его произносят». Солист — народный артист РБ Артур Назиуллин (кларнет). Дирижер — народный артист РБ Дмитрий Крюков.