БАКЕНБАРДЫ
1990, 97 мин.
Режиссёры: Юрий Мамин
В ролях: Виктор Сухоруков, Александр Медведев, Артур Ваха, Александр Лыков, Анатолий Журавлёв
Провинциальный город Заборск терроризируют две молодёжные банды – разнузданные панки из «Капеллы» и ненавидящие их качки из «Бивней». Конец их вражде кладёт появление самозванного общества «пушкинистов», которые ловко владеют словом и тростями и быстро берут под свой контроль общественный порядок и политическую жизнь города – видимо, с дальнейшим прицелом и на всю страну.
Гротескная комедия, в которой Виктор Сухоруков сыграл свою первую большую кинороль, оказалась совсем не такой смешной, как, возможно, ожидали зрители от режиссёра Юрия Мамина, выпускника мастерской Эльдара Рязанова по Высшим курсам сценаристов и режиссёров. Она появилась на фоне событий, казалось бы, совсем незначительных даже для эпохи Перестройки, поколебавшей все прежние устои: в 1989 году в журнале «Октябрь» была опубликована книга Абрама Терца (литературный псевдоним Андрея Синявского) «Прогулки с Пушкиным», вызвавшая скандал в писательской среде. Литературная общественность была возмущена десакрализацией образа поэта, последовала волна открытых писем и горячих пикировок. Страсти, разгоревшиеся вокруг имени Пушкина, дали поэту Вячеславу Лейкину – постоянному соавтору Мамина – материал для сценария, в котором «пушкинисты» в буквальном смысле с кулаками вставали на защиту традиционных ценностей.
Сам Мамин сыграл в «Бакенбардах» роль журналиста-наблюдателя, автора статьи «Фюрер с бакенбардами», первой жертвы нового культа, который констатирует: питательным материалом для зарождения очередного фашистского культа при желании может стать всё что угодно, включая творчество литературных классиков, а униформой – даже жёлтая кофта Маяковского.
Текст Станислава Дединского
«Бакенбарды» – фильм, где Пушкин не появляется –но фактически последний советский и первый постсоветский фильм на «пушкинскую» тему. Одновременно это и своего рода антиутопия, и деконструированное субкультурное кино (которого раньше фактически не существовало). Почему в таком контексте вообще возникло имя Пушкина? Раньше уже существовал фильм, объединявший элементы этих жанров, и тоже связанный с отношением к творчеству другого классика, Бетховена, – «Заводной апельсин». Поговорим с кинокритиком Андреем Гореликовымо том, как преломилась эта тема в перестроечных реалиях, в чём особенности отношения советской культуры и притчевого фильма Юрия Мамина к субкультурным «войнам». А также о двойственности образа Пушкина, о том, чем поэт отличается от его памятников, о связи «Бакенбард» с последующим кино о национальном гении.
Показ и лекция проводятся в рамках программы кинопоказов "Поэт и Царь", посвященной жизни и произведениям Александра Сергеевича Пушкина, – части масштабного совместного проекта музея-заповедника «Царское Село» и Всероссийского музея А. С. Пушкина при поддержке Минкультуры РФ.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Тюмени в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.