«Лебединое озеро» П.И. Чайковского — это не просто национальное достояние и символ страны. Это первый и самый удачный пример реформы мирового балета. Музыка к этому спектаклю открыла новые горизонты в области самого аристократического искусства.
Чайковский первый внес симфонизм в дансантную (танцевальную) музыку, которую до него писали «под ногу» танцовщиц. Он же превратил ее из подчиненного, вспомогательного элемента, служащего только сопровождением танца, в начало, одухотворяющее танец, делающее его способным к выражению сложных психологических состояний в их развитии, движении, многообразии степеней и оттенков.
Музыка Чайковского к балетам (им написаны три балета — кроме «Лебединого озера», еще «Спящая красавица» и Щелкунчик») прекрасна и сама по себе. В этом убедит слушателей органистка Томской филармонии Мария Блажевич.
Она исполнит три фрагмента из «Лебединого озера» (Интродукцию, «Танец маленьких лебедей» и «Испанский танец»), а также девять танцев из балета «Щелкунчик», в том числе и Вальс цветов. Кроме того, прозвучит и Вальс из оперы «Евгений Онегин».
Кроме музыки П.И. Чайковского, Мария Блажевич включила в программу «Музыка русского балета» Половецкий пляски из оперы А. Бородина, Танец с саблями из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна и «Рождение Евы» из балета «Сотворение мира» А. Петрова.