Его зовут Лемюэль. Лемюэль Гулливер. Однажды он, англичанин, «очутился» в России, где увидел скоморохов и Ягу. Такая идея родилась у скоморохов — они нашли книгу Гулливера и решили пофантазировать на тему зарубежной сказки. Неординарную «встречу» на одной сцене русских героев и иностранца придумал Дмитрий Гребенщиков, актер и режиссер Томского ТЮЗа, сочиняющий спектакль «Его зовут Лемюэль». Эта работа развивает эскиз «Гулливер», победивший в зрительском голосовании на лаборатории нашего театра «Зарубежная классика». Вот как режиссер объясняет встречу Гулливера и русской народной сказки: — Персонаж попадает в чужую ему среду и не может в ней себя вести правильно, как принято в русско-народной сказке. Такая ситуация сложилась у Гулливера в спектакле «Его зовут Лемюэль». Он не создан для того, чтобы пройти такими тропами, он другой. И это столкновение человека, не самого сильного духом, с обществом, где есть свои устои, обычаи, ритуалы, в которые он просто не может влиться. Одна из главных тем спектакля — вопрос самоидентификации героя среди устоявшихся способов поведения. Еще одна важная часть истории «Его зовут Лемюэль» — это проблема одиночества, особенно женского. Главная героиня сильная и самодостаточная, найти достойного для нее мужчину крайне сложно. И неудивительно, что у нее есть одинокая мать, одинокая дочь. И Лемюэль, который пытается влиться в новое общество. Дмитрий Гребенщиков изначально задумывал, что по форме спектакль будет близок к скоморошьему выступлению. В постановке много танцев, пластических решений, за них отвечает балетмейстер Екатерина Макарова. Также «скоморошьему» стилю близок площадной, а не высокоинтеллектуальный юмор. Задачей скоморохов на Руси было рассмешить народ, шутить просто, понятно и на актуальные темы. Но забывать, что история представляется в театре, а не на площади, создатели спектакля не собираются. Разворачивается история, где встретятся Гулливер и Баба Яга, Британия и Русь, Прошлое и настоящее в пространстве, похожем на заброшенную железнодорожную станцию. Оно станет символом того, что иногда у нас остаются только воспоминание о тех понятиях и вещах, что когда-то действительно существовали и работали. Исчезновение смыслов и сохранение пустых форм — одно из тех явлений, что тоже интересует режиссера. Спектакль идёт без антракта.