— 8 октября. Академический симфонический оркестр им. Рахманинова (художественный руководитель и главный дирижёр — Алексей Моргунов) представит программу из шедевров русской классики в рамках IV Музыкального фестиваля «Красная аллея». За пульт встанет специальный гость фестиваля — турецкий маэстро Джеми Джан Делиорман, главный дирижёр Президентского симфонического оркестра Анкары. Выпускник Венского университета музыки и искусств, ученик Мартина Зигарта. Солистом вечера выступит выдающийся турецкий пианист Гёкхан Айбулус — выпускник Московской консерватории им. Чайковского легендарного профессора Сергея Доренского, доктор искусствоведения и профессор Университета музыки и изящных искусств Анкары. В программе — Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор Рахманинова и сюита из балета «Лебединое озеро» Чайковского. Второй концерт, созданный Рахманиновым в период творческого расцвета, стал зеркалом души молодого композитора. В этом сочинении грандиозность замысла и виртуозная пианистичность органично соединяются с эмоциональной глубиной, а симфонический размах подчёркивается широкими напевными мелодиями. Особенность концерта — равноправный диалог солиста и оркестра: фортепианная партия порой достигает такой мощи и насыщенности, что может посоревноваться с оркестровыми группами. История создания Второго фортепианного концерта неразрывно связана с именем московского врача-невропатолога Николая Даля, которому Рахманинов посвятил свой опус. Именно курс лечения у Даля помог композитору преодолеть творческий кризис и восстановить душевное равновесие. Балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского, написанный в 1875–1876 годах, вдохновлён немецкой сказкой о заколдованной девушке-лебеде. В этом балете композитор совершил удивительное превращение — из скромной сказки он создал подлинную музыкальную драму, где фантастический сюжет наполнен глубоким психологизмом и человеческими страстями. Созданный в период творческого расцвета, балет поражает свежестью мелодий и богатством оркестровых красок. Даже некоторую фрагментарность сценария Чайковский преодолевает мощью симфонического развития, создавая цельный музыкальный мир. — 19 октября. Академический симфонический оркестр им. Рахманинова под управлением дирижёра Алексея Моргунова представит программу, в которой русская музыкальная классика предстанет во всём своём многогранном величии. Солистка — виолончелистка Мария Зайцева, чьё исполнение обещает стать одним из ярчайших акцентов концерта. Мария Зайцева — лауреат многих международных конкурсов, среди которых юношеские конкурсы им. Чайковского в Новосибирске (2015, I премия), «Концертино Прага» (2016, I премия) и «Гран-при «Золотые таланты» в Оренбурге (2019, Гран-при), конкурсы виолончелистов имени Антонио Янигро в Загребе (Хорватия, 2020, II премия) и имени Святослава Кнушевицкого в Саратове (2021, I премия), IV Всероссийский музыкальный конкурс (2022, I премия и спецприз Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан). Удостоена Гранта мэра Москвы I степени (2017). Стипендиат Фонда Мстислава Ростроповича. В 2023 году получила II премию и серебряную медаль на XVII Международном конкурсе им. Чайковского. В 2024 году завоевала I премию и приз зрительских симпатий на Международном музыкальном конкурсе ARD в Мюнхене. Выступала в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, Концертном зале им. Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, гастролировала в Нидерландах, Франции, Испании, Чехии, Хорватии, Литве, Эстонии, Азербайджане и Казахстане. В первом отделении публика услышит Симфоническую поэму Рахманинова «Утёс» — одно из самых поэтичных и лирических произведений раннего периода, написанное под впечатлением от одноимённого стихотворения Лермонтова. Это гимн одиночества и мимолетности бытия, который требует от дирижёра и музыкантов высочайшей звуковой культуры. Также прозвучит Концерт для виолончели с оркестром до минор Мясковского. Сочинение напоминает поэму с трагичными размышлениями о настоящем. В концерте всего две части (вместо традиционных 3-х частей) и виолончель здесь не противопоставляется, а вплетается в оркестровую ткань. В этом концерте виолончель звучит как живой человеческий голос, страдающий, выражающий боль, порой отчаяние, иногда надежду, но при всей эмоциональности сохраняет чувство меры, интеллигентность и все-таки философское принятие мира таким, какой он есть. Во втором отделении музыканты представят Третью симфонию ре мажор, соч.29 Чайковского. Созданная в 1875 году, она стоит особняком в творчестве Чайковского. Это единственная из семи симфоний композитора, написанная в мажоре и состоящая из пяти частей, что сближает её с жанром сюиты. Сам композитор отмечал, что симфония не содержит «особенно удачно изобретённых идей», но является шагом вперёд в области фактуры. Этот вечер — возможность ощутить всю широту и многогранность русской души, выраженную в музыке, которая говорит без слов, но понятна каждому сердцу. Не упустите шанс погрузиться в мир великих звуков! Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».