Блуждая по дебрям барокко, узнавая всё больше и больше музыкальных путей этой эпохи, мы сталкиваемся с совершенно особенным, отличным от современного, восприятием этого соотношения. Именно здесь мы встречаем огромный пласт литературы, в которой звук инструмента, извлекающего первую ноту, не создаёт ни малейшего контраста с той тишиной, которая непосредственно предшествовала его появлению. Два инструмента, которые прозвучат в сегодняшней программе, относятся к числу наиболее «близких к тишине», а их ансамбль обращает на себя внимание особенной свежестью тембрового восприятия. Флейта-траверсо — один из знаковых барочных инструментов — обладает неповторимо прозрачным, «невесомым» тембром, буквально сливающимся с «цветовой палитрой» тишины. В дуэте с ней лютня берёт на себя роль гармонического континуо, не разделяя эту функцию с более привычными для слуха органом или клавесином. Как и многие «совершенные» (в терминологии барокко — многоголосные) инструменты, лютня ценилась в равной степени за свою «интеллектуальную» ипостась — способность исполнять сложные контрапунктические тексты — и за богатейшие возможности в плане гармонической фактуры, в полной мере раскрывшиеся и в сфере континуо, и в сольной музыке. Современный слушатель мог бы отметить «атмосферность» подобного концерта: по сути, совокупность всех его составляющих — музыки, инструментов, уникальной церковной акустики — создаёт особое пространство, свободное от различных традиционных коннотаций публичного исполнения музыки, скопившихся за последние два столетия. Тихая музыка в тихой полутёмной церкви, озаряемой лишь приглушённым светом, предлагает нам возможность увидеть, услышать и почувствовать то, что оказалось бы недоступным в других условиях. Исполнители: Мария Изотова (флейта-траверсо) Алексей Канайкин (лютня) В программе: Сильвиус Леопольд Вайс (1687–1750) Мишель де ля Барр (1675–1745) Георг Филипп Телеман (1681–1767) Готфрид Фингер (1660-65—1730) Жозеф Боден де Буамортье (1689–1755)