Зори здесь тихие

Зори здесь тихие
Концертный зал Мариинского театра
Опера Кирилла Молчанова.
Имя Кирилла Владимировича Молчанова сегодня немного скажет широкой аудитории слушателей — разве что профессиональным музыкантам, да и то скорее старшего поколения. Но стоит только вспомнить две-три песни: «Вот солдаты идут по степи опалённой...», или «От людей на деревне не спрятаться…», или «Парней так много холостых, а я люблю женатого…» — как тотчас вы, улыбнувшись, запоёте знакомую мелодию. Не лучшая ли это награда композитору — его песни стали частью жизни людей, их поют и со сцены, и во время застолья, и у костра под гитару!
Кирилл Молчанов (1922–1982) — автор восьми опер (среди них «Каменный цветок» по Павлу Бажову, «Ромео, Джульетта и тьма» по повести Яна Отченашека, «Неизвестный солдат»…), балетов «Три карты» и «Макбет», фортепианных пьес, вокальных циклов, музыки к десятку фильмов (в их числе «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах», «Доживем до понедельника»), к тридцати драматическим спектаклям… В Саратове, на местном пешеходном «Арбате», даже поставили памятник его песне, а башенные часы на набережной Волги отбивают «Огней так много золотых… на улицах Саратова…».
Пронзительная повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о подвиге девушек-зенитчиц стала сюжетом последней оперы Молчанова. Одарённый оперный композитор и драматург (автор либретто большинства своих опер), Молчанов замечательно ощущает специфику музыкального театра, но при этом, не изменяя песенной природе своего дара, широко пользуется приёмами сопредельных искусств. Он прибегает к кинематографическим «наплывам», к перебивающим линейное повествование кадрам из прошлого своих героинь, кадрам-воспоминаниям, к монтажной драматургии.
Столь же своеобразен и музыкальный язык оперы, уснащённый цитатами, — тут и «бытовая» песня, и эстрада, и музыка барокко. Как символ мирной жизни в хрустальном тембре челесты звучит «Колыбельная» Дунаевского, и тут же — хорал Генделя.
Композитор «портретирует» героинь оперы сообразно их характеру и пользуясь близким им музыкальным «словарём». К примеру, Лиза Бричкина, крестьянская девушка, обрисована протяжной песней и частушкой, а Соня Гурвич, влюблённая в поэзию Блока, — интонациями русского романса и мелодией Генделя. Женя Комелькова предстает поначалу в нехитром вальсе, словно перенесённом с городской танцплощадки; она же с гитарой в руках на глазах зрителей «слагает» простую куплетную песню на ставшие легендарными стихи Константина Симонова «Жди меня» — обобщённый образ женской верности, оберегающей солдата. Рита Осянина, вспоминая с болью оставленного дома маленького сына, поёт трогательную «Колыбельную» Дунаевского из «Цирка»…
К своему командиру старшине Васкову девушки поначалу относятся с немалой иронией. Он охарактеризован маршем на приписываемые чуть ли не Александру Васильевичу Суворову слова: «О, воин, службою живущий! Читай Устав на сон грядущий. А утром, ото сна восстав, Читай усиленно Устав». Пожилой старшина по-отечески опекает девушек, сочувствуя им, переживая их трагическую гибель… В его интонациях — понемногу от каждой из девушек, но более всего — близкого к народным истокам, к русским корням. Так, в сцене с Лизой Бричкиной вдруг появляются нотки лирических «страданий».
Оркестр экономными, скупыми средствами передает атмосферу действия, подогревает эмоциональную «температуру» оперы. «Трубный» лейтмотив, открывающий оперу, потом оживёт в слегка варьированном виде в обращении Риты Осяниной «Нас не надо жалеть!» на стихи поэта-фронтовика Семена Гудзенко. Поддержанный струнными и солирующей трубой, он звучит как слово от автора.
Пролог и эпилог, контрастно обрамляющие оперу, рисуют нынешние мирные дни — они завоёваны для нас теми, кто отдал свои жизни, сражаясь с врагом. В этом ощущении преемственности поколений, в неостывающей памяти о воинском подвиге — залог нашего нравственного и духовного здоровья.
Место действия — Карелия. Время действия — 1942 год и наши дни.
Пролог:
Туристы располагаются на привал у Легонтова озера. Один из них поёт «Снова идёт ночь над полями темными». Появляется солдат-ветеран, а затем четыре девушки, одетые в пилотки и шинели образца 1942 года. Одна из них обращается с призывом помнить о войне: «Пусть живые запомнят и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат».
Первая часть:
Изба, где живут девушки-зенитчицы. Царит уютная, не армейская атмосфера, девушки поют «В небе зори загорались». Люда Ёлкина шутливо рассказывает подругам о своём знакомстве-свидании. Появляется Васков, который пытается быть суровым со своими подчинёнными и напоминает им об уставе. «Понимаете? Женский пол…» — отвечают ему. Комендант, махнув рукой, уходит.
Девушки шутят и сплетничают, пока дело не доходит до перебранки. Соня, пытаясь примирить спорщиц, читает стихи — звучит «Мой любимый, мой князь, мой жених» Блока. Дальше действие развивается параллельно в комнате девушек и в избе Васкова. Марья и комендант говорят о женской доле на войне. Полина приносит девушкам патефон. Заслышав его звуки, комендант решает пресечь шалости подопечных и направляется к девушкам.
Женька поёт романс на знаменитые стихи Симонова «Жди меня». Девушки устраивают танцы под патефон. Появляется Васков, девушки смущены. Лиза, влюблённая в старшину, пытается проявить гостеприимство, Рита же напоказ настаивает на отбое: «Устав!» Все расходятся.
Женька тайком провожает Риту в город на ночное свидание. Старшина сокрушается, что не может найти общего языка с подчинёнными. Он рассказывает Марье о предательстве своей жены и смерти ребёнка: «тут и вовсе забыл, как люди смеются». Вбегает Рита и сообщает о замеченных в лесу немцах. Васков объявляет тревогу. Он придирчиво осматривает поднятых по тревоге бойцов и отбирает троих из них. В разведку пойдут Женька, Лиза и Соня. Действие завершается проводами девушек.
Вторая часть:
На берегу Легонтова озера Васков, обходя по очереди наблюдательные позиции, ближе знакомится с каждой из девушек. Доверительные беседы со старшиной перемежаются воспоминаниями героинь о доме. Лиза Бричкина исполняет лирический вокализ. Соня Гурвич, интеллигентная девочка с томиком Блока в руках, читает «Жизнь без начала и конца».
Внезапно Соня замечает приближающегося противника. Васков в замешательстве — немцев не двое, как они полагали сначала, а шестнадцать. Старшина предлагает занять оборону на запасной позиции. Лизу он отправляет за помощью к своим. Простившись с подругами, она торопится выполнить приказ, но сбившись с пути, гибнет в болоте.
Васков, Женька, Рита и Соня расположились в укрытии. Старшина уверен, что Лиза уже добралась до деревни и вызвала подмогу. Соня внезапно срывается с места, она решила принести обронённый старшиной кисет. Все, напряженно вслушиваясь, ждут её возвращения. Обеспокоенный Васков идёт на поиски и приносит тело заколотой немцем Сони. Он решает отправить Риту и Женю назад, а самому остаться и помешать диверсантам. Девушки приказу не подчиняются и принимают смертный бой.
Продолжительность концерта: 1 час 50 минут (без антракта).

Стоимость 900 - 1400
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Янв
19
17 января, 24 января ...
Янв
29
Янв
26
16 января, 17 января
26 января, 01 февраля ...
26 января, 09 марта ...
16 января, 17 января ...
26 января, 11 апреля
Янв
18
19 января, 04 февраля ...
Янв
23