В этой программе переплетаются сочинения разных композиторов, живших на рубеже XVII–XVIII веков, — времени существенных изменений в музыкальном языке и стилистике. Орган, один из ключевых инструментов эпохи барокко (хотя его история начинается раньше, в средние века, и продолжается после), постепенно обретал новые черты, а вместе с ними — новые возможности для воплощения музыкальных идей. Одним из основополагающих жанров органной музыки этого периода была хоральная обработка, возникшая на основе лютеранского хорала. Простая, легко запоминающаяся мелодия, известная всем прихожанам, становилась отправной точкой для композиторских поисков, в которых сочетались строгие канонические правила и безграничная свобода импровизации. На концерте прозвучат хоральные прелюдии Дитриха Букстехуде, Георга Бёма и Иоганна Себастьяна Баха — композиторов, внесших значительный вклад в развитие этого жанра. Другая важная сторона органного искусства этого времени — свободные формы, такие как прелюдии и токкаты. В этих жанрах композиторы обращались к самым разным типам движения, фактуры и ритма, создавая яркие, контрастные образы. Музыка Букстехуде и Брунса — представителей северонемецкой школы — отличается монументальностью, патетикой высказывания и виртуозностью; в ней сполна раскрываются богатые возможности северного органа с его развёрнутой педалью и многочисленными язычковыми регистрами. Чакона, распространённый жанр раннего барокко, была излюбленной формой для многих композиторов. Изначально существовавшая и как вокальная, и как инструментальная форма, чакона в основе своей использует принцип basso ostinato, предполагающий многократное повторение неизменной басовой линии. Этот метод, восходящий к танцевальной музыке эпохи Возрождения, с наступлением барокко открыл путь для множества новых решений, связанных с характерными особенностями музыкального языка этого времени. В программе прозвучат чаконы Фишера, Букстехуде и Пахельбеля. Центральной частью программы можно считать прелюдию и фугу ми мажор BWV 566, созданную Бахом в веймарский период. Произведение отличается исключительной яркостью, виртуозностью и жизнерадостностью — чертами, которые, вместе с совершенством формы, сделали его одним из популярных баховских органных сочинений. С ним перекликается прелюдия и фуга ля минор BWV 543, также относящаяся к веймарскому периоду и занимающая своё место среди многих известных органных произведений Баха. Исполнитель: Анастасия Быкова (орган, г. Москва) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Komm, Heiliger Geist, Herre Gott, BWV 651 Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона in f, P. 43 Георг Бём (1661–1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, IGB 24 Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (1656–1746) Чакона in F Дитрих Букстехуде (1637–1707) Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland, BuxWV 211 Чакона in c, BuxWV 159 Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543 Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия in e Иоганн Себастьян Бах Прелюдия (токката) и фуга ми мажор, BWV 566
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках проекта Литературно-музыкальные вечера на Стрельнинской В программе, посвященный творчеству великого композитора …