Золотое барокко

Золотое барокко
13 июля 2024
СУББОТА
18:00

Эту программу можно описать как ключ — или, вернее, целую связку ключей — к пониманию эпохи: каждое из её произведений раскрывает какую-то из смыслообразующих черт барочной музыки.

Луи Маршан — воплощение той самой торжественности и пышности, с которых начинается условный разговор о барокко: строгие выверенные формы, тщательно рассчитанные регистровки «освобождают пространство» для патетических аффектов и контрастных образов. Керкховен, напротив, — абсолют импровизации и свободы, где каждое мельчайшее звено извилистой сольной линии обладает той непохожестью на соседнее, благодаря которой возникает ощущение непосредственно рождающейся мысли.

Иоганн Каспар Керль — свидетель того исторического момента, когда инструмент обрeл собственный аффект, основанный на его виртуозной природе: стремительные фигуры и трели, насыщающие все пласты фактуры, хроматизмы в обострeнной среднетоновой темперации — не что иное, как лексемы нового клавирного языка. В Пассакалии они накладываются на захватывающую драматургию остинатной формы: обращение к вариациям на гармонический квадрат было не столько методом сочинения, но в большей степени свойством мышления, определeнной чертой мировоззрения человека эпохи барокко.

Кристоф Муаро — ключ к пониманию барокко через живописность, изобразительность, когда средствами одного инструмента воссоздаeтся звучание совершенно другого. Своеобразный жанр «карильона», с одной стороны, давал возможность в полной мере развернуть тембровую палитру инструмента, извлекая из него максимум красок (постоянное смешение тонов и обертонов карильона, связанное с природой его звука, возводило его колористику в абсолют), с другой, опять же, обращался к остинатному движению.

Свелинк — пример того эмоционального накала, который способна достичь музыка, относившаяся к «интеллектуальной» сфере: напряжeнная риторика, поражающая слушателя своей психологической достоверностью, рука об руку идeт со сложнейшим полифоническим письмом. К подобной идее примыкает и Пахельбель: Hexachordum Apollinis — своего рода символ высокого мастерства и искусного письма, где непосредственность впечатления уступает место выстроенности и «сделанности», стремлению композитора создать нечто совершенное, достойное остаться в веках; та же взвешенность просматривается и в Чаконе — жанре, более близком к южной, нежели северной, традиции.

Самое парадоксальное место в этой программе оказывается уготовано И. С. Баху. Знаменитая токката и фуга BWV 565 — воплощённая апокрифичность, универсальность в выборе инструмента и фактическая незначимость авторства: по мере осознания того, насколько мало в ней собственно баховского почерка и собственно органного письма, мы приближаемся к пониманию музыкальной практики того времени.

Исполнитель:

Андрей Коломийцев (орган)

В программе:

Луи Маршан (1669–1732)

Большой диалог in C (1696 — III Органная книга)

Абрахам ван ден Керкховен (ок.1618—1701)

Фантазия in c, W. 131

Иоганн Каспар Керль (1627–1693)

Пассакалия in d

Кристоф Муаро (ок. 1690–1772)

Орлеанские колокола

Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)

Pavana lachrimae

Хроматическая фантазия

Иоганн Пахельбель (1653–1706)

Aria prima из сборника Hexachordum Apollinis

Чакона in d

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Токката и фуга ре минор, BWV 565

Продолжительность концерта: 1 час без антракта


Стоимость 700 - 2500
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Лютеранская церковь Святой Екатерины

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Июл
14
11 июля, 26 июля ...
Июл
11
11 июля, 18 сентября
12 июля, 26 июля ...
08 июля, 11 июля ...
10 июля
08 июля, 10 июля ...
Июл
17
08 июля, 10 июля ...
Июл
11