Исполнители: Солисты и Хор Мариинского театра. В программе: Родион Щедрин — «Запечатленный ангел», русская литургия для хора а капелла по Николаю Лескову. «Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светлобожественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануилев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! Дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой». Так герой рассказа Николая Лескова «Запечатлённый ангел» (1872) описывает икону, особо почитаемую артелью каменщиков-староверов. Дивный лесковский слог с его неподражаемо колоритной интонацией вдохновил Родиона Щедрина на создание своего «Запечатлённого ангела» (1988). «Прямых сюжетных связей с литературным первоисточником здесь нет, — пояснял композитор, — но заглавная, на мой взгляд, лесковская идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства посильно трактована средствами языка музыкального. Лесков там и здесь разбрасывает на страницах повести заглавные строки старообрядческих песнопений, литературные тексты которых частично положены мною на музыку». «Запечатлённый ангел» Щедрина появился в год тысячелетия Крещения Руси, но юбилейная дата была вовсе не главным стимулом, побудившим композитора, внука священника, отозваться на «зов сердца» и всего за месяц написать партитуру, названную им позднее «русской литургией». На рубеже 1980–1990-х страна «распечатывала» — заново обретала — сокровища своей духовно-религиозной традиции. В открывавшихся после долгих лет разорения храмах зазвучали церковные хоры. Но Щедрин пишет не для клироса; состояния, переживаемые человеком в храме, он переносит в концертный зал. В переводе с греческого «литургия» означает «общее дело», этим «общим делом» композитор полагает очищение души через пение в хоре и слушание хора. Хоровое письмо в «Запечатленном ангеле» на редкость многообразно, его истоки — и в русском фольклоре, и в русской богослужебной практике нескольких столетий, и в музыкальном авангарде ХХ века. Объединяя стили древнерусского знаменного пения и многоголосия церковных песнопений Нового времени (от партеса до Рахманинова и Чеснокова), Щедрин музыкальными средствами выражает ключевую мысль лесковского рассказа — идею воссоединения сторонников старого и нового обрядов, староверов и никониан, шире — идею национального единства.