Исполнители: Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Лариса Гергиева — о вокальных программах Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Мы ведем сейчас три крупных исполнительских проекта. Первый — для меня особенно интересный, абсолютно новый — называется «Знаменитые вокальные циклы». Мне как концертмейстеру посчастливилось исполнить около 70 вокальных циклов — зарубежных и отечественных, в том числе советских, ведь советские композиторы внесли огромный вклад в сокровищницу вокальных циклов. Вокальный цикл — это группа романсов, которые объединяются или одним автором текстов, или временем создания. Как правило, это опусы: скажем, знаменитый 73-й — последний — опус Чайковского, 38-й Рахманинова, 40-й Юлия Блейхмана. Блейхман — совершенно забытый, но очень привлекательный, яркий композитор. В вокальный цикл могут также объединиться романсы на одну тему, к примеру «Персидские песни» Антона Рубинштейна. Вокальных циклов великое множество, это просто раздолье для исполнителей. Для наших концертов все уже найдено, все собрано, и теперь я испытываю огромное желание все это разучить и исполнить. Другая наша рубрика называется «Забытые страницы русского романса». Русские композиторы оставили огромное романсовое наследие. Часть его живет, исполняется, звучит, но еще бóльшая часть — забыта, нередко совершенно незаслуженно. Существуют настоящие жемчужины русской вокальной лирики, которые не исполняются, нот которых нигде не найти. Просмотрев множество нотных изданий прошлых столетий, я нашла изумительные произведения, восхищающие и музыкой, и стихами. Можно только удивляться тому, что эта музыка пребывает в забвении, а ведь когда-то она наверняка была популярной! «Выживание» музыкального произведения зависит от исполнительской практики. Поняв это, я, засучив рукава, начала поиски произведений. Даже у самых знаменитых композиторов — Рахманинова, Чайковского — есть камерно-вокальные сочинения, которые не исполняются. Хочется исправить такую ситуацию, хочется предложить певцам и слушателям заново «открыть» эти сочинения, после чего уже выносить суждения об их художественных достоинствах. Своим ученикам, равно как и просто молодым певцам, которые приходят ко мне на мастер-классы, я постоянно внушаю, что в первую очередь надо научиться петь отечественную музыку. И только затем можно думать о произведениях западноевропейских авторов. Вначале нужно научиться раскрывать авторскую концепцию вокальных сочинений на родном языке, после чего можно переходить на французский, немецкий и другие языки. В былые времена отечественная камерно-вокальная лирика постоянно присутствовала на филармонических афишах, устраивались целые серии концертов, которые складывались в настоящие антологии русской музыки. Сегодня в исполнительской практике я наблюдаю определенный крен в сторону музыки инструментальной. Но ведь романс, песня — это великая вещь. Их воздействие на слушателя колоссально, особенно если исполнители — мастера своего дела. Как вернуть к жизни забытые пласты русской вокальной музыки, как сделать так, чтобы молодые певцы заинтересовались ею? Ведь в училище и в консерватории они пели главным образом романсы Глинки, Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», Чайковского, Рахманинова. У меня возникло желание на время отвлечь молодых певцов от композиторов-«гигантов» и попробовать прочесть с ними старые, забытые страницы — прочесть по-новому, учитывая новые исполнительские тенденции. Наконец, третья наша рубрика — «Шедевры вокальной музыки». Здесь в центре внимания оказывается не ряд романсов, а отдельные шедевры. Притом исполнение предваряется рассказом о композиторе, о месте этого романса в его творчестве, об авторе и содержании текста. Молодым певцам новый репертуар дает не просто расширение кругозора, но и богатейшие ресурсы для профессионального роста. Не каждый театр может предоставить артистам такие возможности. Спасибо за это Мариинскому театру! У молодых певцов прямо-таки глаза горят, когда они берут в руки незнакомые ноты. Нам есть на кого равняться, но я уверена, что не нужно подгонять начинающих певцов под устойчивую исполнительскую манеру. Пусть они скажут своим языком, языком своего времени, как они воспринимают и как чувствуют эту музыку.