Забытые романсы русских композиторов

Забытые романсы русских композиторов
14 марта 2025 19:30
Исполнители:
Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Лариса Гергиева — о вокальных программах Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Мы ведем сейчас три крупных исполнительских проекта. Первый — для меня особенно интересный, абсолютно новый — называется «Знаменитые вокальные циклы». Мне как концертмейстеру посчастливилось исполнить около 70 вокальных циклов — зарубежных и отечественных, в том числе советских, ведь советские композиторы внесли огромный вклад в сокровищницу вокальных циклов. Вокальный цикл — это группа романсов, которые объединяются или одним автором текстов, или временем создания.
Как правило, это опусы: скажем, знаменитый 73-й — последний — опус Чайковского, 38-й Рахманинова, 40-й Юлия Блейхмана. Блейхман — совершенно забытый, но очень привлекательный, яркий композитор. В вокальный цикл могут также объединиться романсы на одну тему, к примеру «Персидские песни» Антона Рубинштейна. Вокальных циклов великое множество, это просто раздолье для исполнителей. Для наших концертов все уже найдено, все собрано, и теперь я испытываю огромное желание все это разучить и исполнить.
Другая наша рубрика называется «Забытые страницы русского романса». Русские композиторы оставили огромное романсовое наследие. Часть его живет, исполняется, звучит, но еще бóльшая часть — забыта, нередко совершенно незаслуженно. Существуют настоящие жемчужины русской вокальной лирики, которые не исполняются, нот которых нигде не найти. Просмотрев множество нотных изданий прошлых столетий, я нашла изумительные произведения, восхищающие и музыкой, и стихами. Можно только удивляться тому, что эта музыка пребывает в забвении, а ведь когда-то она наверняка была популярной!
«Выживание» музыкального произведения зависит от исполнительской практики. Поняв это, я, засучив рукава, начала поиски произведений. Даже у самых знаменитых композиторов — Рахманинова, Чайковского — есть камерно-вокальные сочинения, которые не исполняются. Хочется исправить такую ситуацию, хочется предложить певцам и слушателям заново «открыть» эти сочинения, после чего уже выносить суждения об их художественных достоинствах.
Своим ученикам, равно как и просто молодым певцам, которые приходят ко мне на мастер-классы, я постоянно внушаю, что в первую очередь надо научиться петь отечественную музыку. И только затем можно думать о произведениях западноевропейских авторов. Вначале нужно научиться раскрывать авторскую концепцию вокальных сочинений на родном языке, после чего можно переходить на французский, немецкий и другие языки.
В былые времена отечественная камерно-вокальная лирика постоянно присутствовала на филармонических афишах, устраивались целые серии концертов, которые складывались в настоящие антологии русской музыки.
Сегодня в исполнительской практике я наблюдаю определенный крен в сторону музыки инструментальной. Но ведь романс, песня — это великая вещь. Их воздействие на слушателя колоссально, особенно если исполнители — мастера своего дела. Как вернуть к жизни забытые пласты русской вокальной музыки, как сделать так, чтобы молодые певцы заинтересовались ею? Ведь в училище и в консерватории они пели главным образом романсы Глинки, Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», Чайковского, Рахманинова. У меня возникло желание на время отвлечь молодых певцов от композиторов-«гигантов» и попробовать прочесть с ними старые, забытые страницы — прочесть по-новому, учитывая новые исполнительские тенденции.
Наконец, третья наша рубрика — «Шедевры вокальной музыки». Здесь в центре внимания оказывается не ряд романсов, а отдельные шедевры. Притом исполнение предваряется рассказом о композиторе, о месте этого романса в его творчестве, об авторе и содержании текста.
Молодым певцам новый репертуар дает не просто расширение кругозора, но и богатейшие ресурсы для профессионального роста. Не каждый театр может предоставить артистам такие возможности. Спасибо за это Мариинскому театру! У молодых певцов прямо-таки глаза горят, когда они берут в руки незнакомые ноты. Нам есть на кого равняться, но я уверена, что не нужно подгонять начинающих певцов под устойчивую исполнительскую манеру. Пусть они скажут своим языком, языком своего времени, как они воспринимают и как чувствуют эту музыку.

Стоимость 500 - 1000
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
13 марта, 14 марта ...
11 марта, 18 марта ...
15 марта, 16 марта ...
12 марта, 21 марта ...
13 марта, 15 марта
15 марта, 12 апреля
14 марта, 23 марта ...
18 марта, 20 марта
Мар
22
15 марта, 22 марта
Мар
22
23 марта