Одно из наиболее самобытных явлений народного творчества украинцев – украшение стен жилых, а порой и хозяйственных построек росписью встречалось во многих селах и деревнях, однако наиболее выразительные черты традиция обрела в двух регионах – Подолии и Новороссийском крае. Особый вклад в сохранение и изучение обширного наследия этого женского ремесла в начале XX века внесли не только ученые-этнографы и краеведы, но и представители художественной интеллигенции. Яркие работы народных мастериц Екатеринославской губернии стали источником вдохновения и предметом пристального изучения для Евгении Константиновны Эвенбах (1889–1981) – художника-графика, акварелиста, иллюстратора, посетившей в 1913 году с целью сбора материалов по народному орнаменту несколько сел Новомосковского уезда, включая крупнейший центр развития искусства декоративных росписей – знаменитую Петрикóвку.
На выставке впервые представлены более 15 иллюстративных памятников из коллекции Эвенбах, в которой образцы традиционного настенного орнамента – пышные букеты и вазоны, круговые цветочные композиции и гирлянды – дошли до нашего времени на сложных для экспонирования, а потому практически не известных широкой публике источниках – акварельных зарисовках печных узоров. Подготовка в ходе этнографической экспедиции такого рода материалов, выполнявшихся, как правило, на кальке, наряду с фотографией стала основным методом фиксации на тот момент еще сравнительно полнокровной, но постепенно угасающей традиции крестьянской настенной живописи.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.