26 июня, среда, 19:30
Концерт органной музыки
Воздушное трио: голос, гобой и орган
И.С. Бах, А. Вивальди, Ж.-Б. Лойе, И.Л. Кребс, В.А. Моцарт, Н. Рота
Лауреаты международных конкурсов
В программе концерта петербургских музыкантов Лилии Кузнецовой (орган), Дениса Быстрова (гобой) и Самиры Галимовой (сопрано) — замечательная музыка знаменитых композиторов разных эпох: И.С. Баха, А. Вивальди, Ж.-Б. Лойе, И.Л. Кребса, В.А. Моцарта и Н. Рота.
Прелюдия и фуга ре мажор написаны молодым Бахом в 1709 году, предположительно в Веймаре. Это яркий виртуозный цикл, в котором органист может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра. Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор близко трёхчастному концерту и напоминает об Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио — один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга. В программе концерта — две прекрасные арии Баха для сопрано, гобоя и органа для ансамбля исполнителей.
Кребс — немецкий композитор, лютнист и органист эпохи барокко. Он был учеником Баха, продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии. Органное наследие Кребса насчитывает сотни произведений, их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке. Будет исполнена Фантазия до мажор для гобоя и органа.
Прозвучит мотет Моцарта «Ave verum corpus» («Радуйся, истинное Тело»). Мотет — вокальное многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья и Возрождения. «Ave verum corpus» был написан к церковному празднику Тела Христова. Это произведение считается одним из красивейших сочинений композитора. «Alleluja» — заключительная часть мотета «Ликуйте, радуйтесь» Моцарта, написанного для кастрата Венанцио Рауццини. Композитор восхищался техническим совершенством его исполнения. В наше время мотет обычно исполняется женским сопрано.
Лойе — английский композитор бельгийского происхождения, клавесинист, флейтист и гобоист эпохи барокко. Завершив обучение в Генте и Париже, он переехал в Лондон, где приобрел имя и написал свои наиболее значительные произведения. Чтобы избежать путаницы со своим двоюродным братом и тёзкой, стал именоваться «Лондонским», также известен под именем «Джон Лойе». Он был первым гобоистом театра Её Величества, а также познакомил англичан с современной флейтой. Лойе превосходно играл на клавесине и преподавал игру на этом инструменте. В программе концерта — Соната до мажор для гобоя и органа.
Рота — итальянский композитор, известный своей музыкой к кинофильмам таких знаменитых кинорежиссёров, как Ф. Феллини, Л. Вискони и Ф.Ф. Копполы. Он родился в 1911 году в Милане в семье музыкантов. Еще обучаясь в Римской консерватории, Рота прослыл вундеркиндом: его первая оратория «L’infanzia di San Giovanni Battista» уже в 1923 году была поставлена в Милане и Париже. С 1930 по 1932 год Рота жил в США, где получил ученую степень в Кёртисовском институте музыки. В 1950-1979 годы он занимал пост директора консерватории Бари. Рота — автор нескольких опер. Кроме того, композитор создал большое количество произведений для оркестра. Также в своём творчестве он обращался и к органу. «Salve Regina» («Славься, Царица») — григорианский распев, один из четырёх богородичных антифонов. Наиболее вероятные место и время его создания — Аквитания, первая половина XII века. Мелодию и текст «Salve Regina» использовали многие композиторы XV-XIX веков. В XX веке к ней обратился Рота.
Наиболее вероятно, что ариетта Вивальди «Приди, приди мой дорогой» — это ария Ипполиты из оперы «Геракл на Термодонте». Считалось, что партитура была утрачена, но её удалось восстановить по найденным отрывкам. Опера повествует о девятом подвиге Геракла, в котором он добывал меч королевы амазонок Антиопы. «Gloria in Excelsis Deo» — древний христианский богослужебный гимн. Его первая фраза — «Слава в Вышних Богу и на земле мир, людям Его благоволения» — представляет собой ангельскую песню, звучавшую во время поклонения пастухов. В отличие от прочих католических гимнов, где чаще всего для каждой строфы текста используется одна и та же мелодия, каждый стих «Gloria» распевается на собственную. В заключение вечера — «Domine Deus» из «Gloria» для сопрано, гобоя и органа Вивальди.
Программа концерта: