Во Вселенной Баха. Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Его влияние на творчество композиторов разных стран и эпох неоспоримо и продолжается по сей день. В концерте Светланы Фурник встретятся Бах и Брамс, Мендельсон и Регер. Концерт откроет органная транскрипция Баха скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского IV. Наследный герцог и талантливый композитор скончался в возрасте восемнадцати лет, оставив 20 интересных и ярких сочинений. Благодаря возросшему интересу к творчеству Баха среди французских композиторов-органистов XIX–XX веков, мы можем услышать многочисленные сочинения гения в транскрипциях для короля инструментов. Одно из них — знаменитый хорал из Кантаты № 147 в переложении Марселя Дюпре. Немецкую тему продолжит Шестая соната Мендельсона. Выдающийся композитор эпохи романтизма, творивший в разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса, заново открыл миру забытое к тому времени творчество Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Из многочисленных органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат — центр органного творчества композитора, наполненный стилевой эклектичностью. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В качестве темы вариаций из первой части Шестой сонаты используется тема «Отче наш», восходящая к XIV столетию. Иоганнес Брамс известен широкому кругу публики не как композитор, пишущий для органа, а прежде всего, как автор Венгерских танцев, 4 симфоний, многочисленных фортепианных, камерных инструментальных и вокальных сочинений. К королю инструментов Брамс обращался дважды: в начале своего творческого пути, создавая прелюдии и фуги, и в самом конце, простившись с миром циклов Хоральных прелюдий, в которых темы лютеранских хоралов обрели романтическое звучание. Сюрприз вечера — органная транскрипция третьей части Третьей симфонии Брамса, созданная Светланой Фурник. Вечер завершит сочинение убежденного бахианца Макса Регера Творивший в разных стилях композитор создал более двухсот шедевров для короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом. «Интродукция и пассакалия». Во Вселенной Баха — невероятное путешествие по музыкальным эпохам. Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции. Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (Переложение скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского) Хорал из кантаты Jesus bleibet meine Freude BWV 147 в переложении для органа Марселя Дюпре Фантазия до минор BWV 562 Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 6 ре минор ор. 65/6 Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральные обработки: Es ist ein’ Ros’ entsprungen op. 122/8 Herzlich tut mich verlangen op. 122/9 Herzlich tut mich verlangen op. 122/10 Poco allegretto (III часть из Симфонии № 3) op. 90 в переложении для органа Светланы Фурник Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Светлана Фурник, орган Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).