Бах и Вивальди — два гения эпохи барокко, которые возвысили музыку своего времени до вершин совершенства. Творчество Баха многогранно и охватывает практически все существовавшие в то время жанры. Однако именно в органных произведениях Бах наиболее полно выразил музыкальные замыслы и отразил своё мировоззрение. Для Вивальди «инструментом-наперсником» являлась скрипка — композитор владел ею в совершенстве. Любимым жанром Вивальди был инструментальный концерт, ставший своеобразной творческой лабораторией композитора, в которой происходил интенсивный поиск новых идей. Впечатляет количество написанных им концертов — более 500. Среди них наиболее известны четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки «Времена года». Каждому музыкальному сезону предшествует сонет, в котором раскрываются отношения человека и природы. В «Зиме» Вивальди создаёт разные облики этого времени года: драму вьюги, покой у камелька и радость зимних игр. Первая часть — картина сильного пронизывающего ветра. Вторая — картина покоя у натопленной печи. А финал — прогулка по льду и катание на коньках. Инструментальные концерты Вивальди и в целом его творчество высоко оценивал Бах. Великий полифонист создал ряд органных транскрипций концертов Вивальди. Бах очень бережно отнёсся к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В Концертах фа мажор и ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию. Прелюдия и фуга си минор — один из самых монументальных циклов, который вызывает ассоциации с пассионами Баха. За тональностью си минор в эпоху барокко закрепляется трагическая сфера образов. Так, прелюдия пронизана диссонансами, синкопированным ритмом, а её фактура полифонизирована — всё это способствует созданию высокопатетического музыкального образа. Совсем иную образную сферу представляет Фантазия соль мажор — одно из самых жизнерадостных сочинений Баха: центральную пятиголосную фугу с насыщенным контрапунктическим развитием здесь окружают разделы со стремительными и энергичными пассажами, которые создают ощущение ликования и торжества. Исполнитель: Ольга Котлярова (орган). В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга си минор, BWV 544; Иоганн Себастьян Бах — Концерт фа мажор, BWV 978 (транскрипция концерта соль мажор, RV 310 Антонио Вивальди): Allegro, Largo, Allegro; Антонио Вивальди (1678–1741) — Концерт фа минор L’inverno («Зима»), RV 297 из цикла Le quattro stagioni («Четыре сезона»): Allegro non molto, Largo, Allegro, camminar sopra il ghiaccio; Иоганн Себастьян Бах — Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди): Tempo giusto, Adagio senza Pedale, ma due Claviere, Allegro; Иоганн Себастьян Бах — Фантазия соль мажор (Pièce d’Orgue), BWV 572. Информация о билетах: — Полный входной билет со свободной рассадкой. — Льготный входной билет со свободной рассадкой (для учащихся и пенсионеров). — Абонемент на три любых концерта (свободная рассадка).