График работы выставки: вт–пт — 12:00–22:00; сб–вс, праздничные дни — 11:00–22:00. Вход посетителей осуществляется до 21:00. Выставка продлится до 10 марта. Представляем вам новую версию экспозиции, посвящённой лидеру группы «Кино». Выставка занимает почти три тысячи квадратных метров: в тринадцати залах зрители увидят уникальную сценографию, коллекцию личных вещей музыканта, редкие документы, гитары, костюмы, картины и видеозаписи из семейного архива и, разумеется, услышат любимые песни Цоя с помощью магнитофонной кассеты, специально созданной инженерами для выставки. — Новый сезон. Первый сезон выставки под названием «Виктор Цой. Путь героя» прошёл в 2022 году, впервые представив публике уникальные материалы из личных архивов семьи Цоя и побив рекорд продолжительности в современной истории московского «Манежа». Спустя два года при участии семьи музыканта и его близких проект представлен в родном для Цоя городе на Неве — с новой концепцией и новыми смыслами. «Выставка является органичным продолжением всех проектов, которые сегодня проводятся группой «Кино». Вот уже два года мы регулярно на концертах видим миллионы людей, для которых песни Виктора Цоя являются важной частью жизни. Наш проект адресован не только фанатам «Кино», но и всем, кому интересна современная музыкальная культура», — говорит креативный продюсер проекта Александр Цой. Выставка в пространстве «Севкабель Порт» получила название «Виктор Цой. Легенда». Проект стал своего рода расширенной или, выражаясь кинематографическим языком, режиссёрской версией выставки в московском «Манеже», снабжённой дополнительными материалами, не вошедшими в первую «постановку». «Два с лишним года потребовалось, чтобы мы смогли показать её в Петербурге. За это время в мире, в нашей стране и в нашей собственной жизни многое поменялось, — говорит основатель и генеральный директор Planet9, автор идеи и продюсер проекта Агния Стерлигова. — Из-за технологических особенностей выставочного жанра, нам фактически пришлось собрать новую экспозицию. Мы прошли заново путь погружения в творчество Цоя, в его биографию, в воспоминания близких и на себе ощутили непреходящую актуальность всего, что сделал Цой». Выставка в «Севкабель Порту» — это хроника рождения легенды, кино, которое при жизни музыканта так и не было снято. Как актёр Виктор Цой свёл в одну систему координат Джеймса Дина и Брюса Ли, в музыке соединил стилистику и звучание звёзд Новой волны и Ленинградского рок-клуба, в живописи стал преемником уличного искусства Кита Харинга и Жана-Мишеля Баскии. Все грани таланта Виктора Цоя нашли воплощение в экспозиции. — Новая география. «В Петербургской версии мы также обращаемся к исследованию архетипа Героя, но делаем это, опираясь не на литературоведческие приёмы, проводя протагониста сквозь те или иные испытания, сопряжённые со спецификой охваченных повествованием временных промежутков и событиями в мировой истории, относящихся к тем же периодам. На этот раз мы обращаемся к феноменологии места. Петербург/Ленинград — место силы, напитавшее несколько поколений молодых людей духом романтизма, свободолюбия и стремлением к самопознанию», — рассказывает автор концепции и куратор проекта Дмитрий Мишенин. Зрителям предлагают посмотреть на творчество музыканта в контексте места и времени. На выставке в Петербурге Виктор Цой — не обожествленный герой эпоса, а человек, жизнь и творчество которого неотрывно связаны с городом, с его трагической и прекрасной историей, с его культурой и контркультурой, с его великолепием и незаживающими ранами, с его надеждами и хандрой, с его способностью влюблять в себя навсегда. — Новое прочтение. Расположенные на площади почти в три тысячи квадратных метров, 13 залов расскажут о том, какой путь прошла Легенда через время и как отзывается в сегодняшнем моменте гений Цоя. «У любого народа есть свои легенды, передающиеся из уст в уста, переживающие поколения и позволяющие чувствовать связь временную, географическую, культурную, ментальную, — поясняет управляющий партнёр бюро Planet9, автор идеи и продюсер проекта Александр Кармаев. — Слово «легенда» в названии выставки легко можно заменить на «скрепу», и это было бы так же точно, но оставим это понятие для других контекстов. Мы постарались дать возможность узнать о Викторе Цое что-то новое. Так, например, взаимный интерес Цоя и большого мира — одна из линий, которая может открыть в хорошо известном нам герое какие-то новые черты». На выставке зрители погрузятся в атмосферу тотального кино: одни залы будут рассказывать о фильмах, в которых снимался Цой, в других можно посмотреть фрагменты из лент. Отдельный зал трансформируется в съёмочную площадку неснятого кибер-панк проекта Рашида Нугманова «Цитадель смерти», главную роль в котором должен был играть лидер «Кино». — Новые залы. «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать». Хорошо известные строки песен обретают новое звучание. Три новых зала выставки, по словам Александра Кармаева, позволяют в буквальном смысле почувствовать новые грани и оттенки, которые нам дают хорошо известные тексты и музыка в изменившемся контексте. Экспозиция построена не по хронологическому, а по тематическому принципу. Специально для петербургской серии проекта в некоторых залах выставки значительно изменилась сценография, хотя концепция осталась неизменной. Так, в самом первом зале — «Ленинградская легенда» — зрителей встречает масштабная фигура Виктора Цоя. А зал «Цитадель смерти» стал более камерным. Там появилась диорама, которая изначально была придумана для этого зала. В экспозиции появился новый зал «Попробуй спеть вместе со мной», видеоинсталляцию для которого сняла режиссёр Елена Бродач. В этом зале посетители могут подпевать песне как в караоке вместе с другими героями видео. Вместе с командой Dreamlaser сделано световое шоу для последнего зала, где звучит запись песни «Последний герой» со стадионного концерта современного проекта группы «Кино». Важной частью обновлённой экспозиции стала отдельно выделенная детская линия, созданная на основе детской книги «Цой. История рок звезды в буквах и картинках» автора Дениса Бояринова и иллюстратора Маши Шишовой. Голосом детской линии выступил Александр Малич. В зале «Камчатка» установлена инсталляция с запахом кочегарки, специально синтезированным для выставки парфюмером Елизаветой Томиловой. По воспоминаниям коллег Виктора Цоя по кочегарке Сергея Фирсова и Андрея Машнина, продюсеры вместе с парфюмером постарались найти идеальную формулу этого запаха — перегоревшего шлака в кочегарке. Каждый посетитель может услышать этот запах, разлитый в специальную бочку с инсталляцией для извлечения аромата. В аутентичных телефонных будках можно услышать в трубке голос Виктора Цоя из фильма «Игла» Рашида Нугманова. «Так или иначе, практически во всех наших залах на экспозиции, мы используем кино. Где-то мы слышим голос Цоя в формате цитаты из фильма, где-то видим кадры с ним из кино, а есть зал, в котором мы оказываемся на киноплощадке неснятого фильма с его участием. Кино — это связующая нить всей нашей выставки, потому что Виктор Цой — самый кинематографичный рок-идол Советского Союза и звезда советского экрана», — отмечает Дмитрий Мишенин. — Новые экспонаты. На выставке представлены более 300 предметов, связанных с жизнью Виктора Цоя: гитары, черновики, личные письма, фотографии, сценические костюмы, картины разных лет и арт-образы. Для петербуржцев создатели выставки приготовили экспонаты, которые никогда не выставлялись — например, удочка, с которой Цой отправился на рыбалку в тот самый роковой августовский день 1990 года, или очень личная вещь из коллекции Наталии Разлоговой — двойной кулон с сердцем и ключом к нему, приобретённый Цоем в январе 90-го года во время поездки в США. Герой новейшего времени, Виктор Цой — в равной степени легенда для тех, кто заслушивался его записями в 1980-х и для тех, кто открывает его творчество только сейчас. С каждым годом его песни обретают новые нюансы и оттенки: в этом и заключается невероятная витальность его истории. Посещение выставки проходит по сеансам, очень просим приходить не позже указанного в билете времени. К сожалению, если вы опоздаете больше, чем на 30 минут на свой сеанс, есть высокая вероятность того, что организатор не сможет пропустить вас на выставку.