Великолепное барокко и Рахманинов на органе в отблесках десятков свечей. Светлана Фурник вновь объединяет в своей программе имена и времена. Великие, творившие в разные эпохи, удивительным образом встретятся в пышном октябре, благодаря всемогуществу органа.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. В течение 30 лет он занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии Любеке, где организовал светские «Вечерние концерты» (Abendmusiken), которые проходили предрождественский период, привлекая и музыкантов со всей Европы. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.
В органном творчестве Баха объединены самые разнообразные жанры. Наиболее всего известны масштабные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий и токкат с фугами, и хоральные прелюдии. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам. Хоральные прелюдии Баха отличаются необычайным мелодизмом, развитой полифонической фактурой и использованием тембрового богатства органа.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному мышлению Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.
Русские гости вечера — Рахманинов, Кушнарев и Таривердиев. Вокализ Сергея Рахманинова посвящен примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для различных инструментов, в том числе и для органа.
Пассакалья Христофора Кушнарева — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории, пользующаяся необычайной востребованностью у органистов. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо — первый исполнитель этого сочинения.
Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые органично сочетаются с современными средствами. Сердце этого опуса — знаменитое Basso ostinato, в котором соединились пульс вечности и глубина мысли.
Великолепное барокко и Рахманинов на органе — музыка для всех!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Исполнитель:
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.