В программе петербургской органистки Натальи Михайловой собрана коллекция ярких и выразительных сочинений французских мастеров XVIII-XX веков. Ф. Куперен и Л. Маршан — композиторы, органисты и клавесинисты второй половины XVII-первой половины XVIII-го веков. Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, с 1685 или 1689 года — в Париже, в 1708-1716 годах работал в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, игра Маршана отличалась виртуозностью, он был блестящим импровизатором. Будет исполнен его торжественный Большой диалог из «3-ей Органной книги». Куперен «Великий» обучал игре на клавесине дофина и других членов королевской семьи. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, он создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, а также обилием орнаментальных украшений (мелизмов). Духовную музыку Куперена отличает серьёзность и возвышенность. «Приходская месса» предназначалась для торжественных богослужений. Внутри мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по набору регистров (тембров органа). В программе концерта — Benedictus из «Приходской мессы». С. Франк — выдающийся органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В программе концерта прозвучат 3 сочинения Франка. «Пастораль» относится к циклу «Шесть пьес для большого органа». Пьеса посвящена органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю. В «Пасторали» Франк сумел живописно передать идиллический сельский пейзаж. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора — «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Рихарда Вагнера. В этих двух крупных органных циклах, созданных в 1860-1870-е годы, сформировались характерные для композитора принципы интерпретации сонатной формы и приёмы тематического развития. Между «Пасторалью» и «Героической пьесой» будет исполнено изящное Андантино соль минор Франка. Л. Боэльман — французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. Четырёхчастная «Готическая сюита» была написана Боэльманом в 1895 году. Эта яркая романтическая пьеса до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора. Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, представителем которой был Ш.-М. Видор. На создание этого жанра для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Видор написал 10 симфоний для органа. В заключение концерта прозвучат две части из Симфонии № 5, в том числе самая известная пьеса композитора — Токката. Программа: Луи Маршан (1669–1732) Большой диалог V-го тона (из «3-ей Органной книги») Франсуа Куперен (1668–1733) Benedictus из «Приходской мессы» Сезар Франк (1822–1890) Пастораль, ор.19 из цикла «Шесть пьес для большого органа» Андантино соль минор, FWV 25 «Героическая пьеса», FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа» Леон Боэльман (1862–1897) «Готическая сюита», op.25: Интродукция-хорал Готический менуэт Молитва Деве Марии Токката Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и Токката из Органной симфонии № .5, оp.42, № 1 Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)
Заячий остров место, с которого началось строительство города, а именно Петропавловской крепости. Сегодня я предлагаю ощутить мощь фортификационного сооружения, поклониться …