В программе петербургской органистки Юлии Глазковой включены произведения в разных жанрах великого Иоганна Себастьяна Баха. Фантазия соль минор была сочинена И. С. Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга. Трёхчастный Концерт ре минор — это переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение А. Вивальди. В нём крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричными средними. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом. Хоральные органные обработки Баха — это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов — возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой образец стиля барочной органной музыки. Фантазия и фуга до минор были написаны Бахом в Веймаре около 1716 года. Сочинение построено контрастно: за сдержанной и печальной Фантазией следует подвижная и настойчивая фуга. В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера. Прозвучит хоральная прелюдия «Приди, язычников Спаситель!». Пассакалия и фуга до минор Баха — одно из его самых грандиозных органных творений. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце. Удивительно, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений звучит уже в полную силу, о чём возвещает триумфальный финал завершающей фуги. Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750): Фантазия и фуга соль минор, BWV 542 Концерт ре минор, BWV 596 (по А. Вивальди): Allegro. Fuge — Grave e spiccato — Allegro Хоральная прелюдия O Mensch, bewein dein Sünde gross («О человек, оплакивай свой тяжкий грех»), BWV 622 из цикла «Органная книжечка» Фантазия и фуга до минор, BWV 537 Хоральная прелюдия Nun komm` der Heiden Heiland («Приди, язычников Спаситель!»), BWV 659 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок» Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Страдивари-ансамбль Мариинского театра коллектив музыкантов, играющих на струнных инструментах, созданных великими итальянскими мастерами XVIIXVIII веков …