Великий Бах. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни.
Концерт откроет один из самых монументальных баховских циклов. Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу воистину вселенских масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу».
Безусловный новатор своей эпохи. Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его хоральных обработках разных периодов творчества. В 1731 году вышел из печати том гравированных на меди шести клавирных партит Баха, где было указано: «Упражнения для клавира, состоящие из прелюдий, аллеманд, курант, сарабанд, жиг, менуэтов и других галантных пьес для увеселения души... Опус 1. Издание автора. 1731». Во вторую часть вошел знаменитый «Итальянский концерт», но на этом Иоганн Себастьян не остановился: вышла третья часть, за ней – четвертая. Все эти опусы — безусловные шедевры, исполняемые в наши дни выдающимися музыкантами.
В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов».
Концерт завершит одно из самых грандиозных и популярных сочинений Иоганна Себастьяна. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор объединяет в себе элементы французской и итальянской традиций. Ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной как третья часть «Клавирных упражнений».
Великий Бах — музыка вечности.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов — Алла Морозова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет