Великий Бах. Именно органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Безусловный новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его хоральных обработках разных периодов творчества, берущих начало из протестантского хорала. 46 хоральных прелюдий были созданы в Веймаре и объединены в «Органную книжечку». В автограф рукой Баха вписаны заголовки 164 лютеранских церковных песен, расположенных в порядке церковного календаря. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 лейпцигских хоралов». Наряду с хоральными обработками, прозвучат монументальные двухчастные циклы. Токката и фуга ре минор получила название «дорийская» за отсутствие знаков у ключа, что в данной тональности образует древний дорийский лад. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций струнных концертов неистового венецианца. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор, созданной под впечатлением кончины любимой жены Марии Барбары. Концерт завершится ранним шедевром мастера. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. В сочинении двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Великий Бах — музыка вечности. Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная, и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой, Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Исполнитель: Лилия Кузнецова, орган В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Хоральная обработка Das alte Jahr vergangen ist (Старый год уходит) из цикла «Органная книжечка» BWV 614 Токката и фуга ре минор (Дорийская) BWV 538 Три хоральные обработки из цикла «18 лейпцигских хоралов»: Schmucke dich, o liebe Seele (Преобразись, возлюбленная душа) BWV 654 Von Gott will ich nicht lassen (Я не оставлю Бога) BWV 658 Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) BWV 659 Фантазия и фуга соль минор BWV 542 Хоральная обработка Dies sind die heil'gen zehn Gebot' (Десять священных заповедей) BWV 678 из третьей части Клавирных упражнений Пассакалия и фуга до минор BWV 582.