Опера Сергея Прокофьева. Подобно Вольфгангу Амадею Моцарту — чудо-ребёнку, сочинившему свои первые пьески на шестом году жизни, шестилетний Серёжа Прокофьев подобрал на рояле «Индийский галоп», а его мама Мария Григорьевна перенесла музыку на нотную бумагу. Это первое из дошедших до нас произведений юного композитора. За ним последовали Вальс, Марш, Рондо и другие «песенки», как их называл сам автор. Появился даже переплётенный родителями альбом «Сочинений Серёженьки Прокофьева». Прокофьевы жили в украинском селе Сонцовка, где отец композитора Сергей Алексеевич служил управляющим в крупном имении. В 1900 году маленького Серёжу родители впервые повезли на несколько недель в Москву. В Москве его взяли в оперу «Фауст». Заиграли увертюру и подняли занавес… он сразу узнал и вальс, и марш, которые слышал от матери в Сонцовке. Вторая опера, которую он увидел, была «Князь Игорь»… В Сонцовку он возвратился с богатым запасом впечатлений. Во-первых, со Стеней, Серёжей, Егоркой, Марфушей он стал играть в театр. Забившись в угол, они выдумывали пьесу и затем разыгрывали её родителям… Во-вторых, он явился к матери и заявил: «Мама, я хочу написать свою оперу» («Автобиография»). Марии Григорьевне затея сына показалась неисполнимой. Но девятилетний Серёжа упорствовал и начал писать клавир. Замысел оперы рождался в разговорах и импровизациях со сверстниками и товарищами по театральным играм. Это была «страшная», но со счастливым концом история про грозного Великана и двух храбрых молодцов (Сергеев — автор оперы, и Егоров — его товарищ Егорка), которые защищают от Великана девицу Устинью (Стеня — сестра Егорки). Ремарка: «Действие происходит в некоем королевстве в 1900 году». Не станем пересказывать подробно наивный сюжет и его неожиданный поворот в финале — зрители прекрасно разберутся сами. Текст и музыка, написанные Серёжей Прокофьевым, ещё по-детски непритязательны, но в них чувствуется живая фантазия, зарождающийся дар художника, умеющего нарисовать острохарактерный портрет оперного персонажа. В начале 90-х годов минувшего века клавир «Великана» был восстановлен Сергеем Сапожниковым по сохранившимся 12 страницам автографа и нотным примерам из каталога детских сочинений и «Автобиографии» Сергея Прокофьева. Спектакль идёт без антракта.
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП Елена Мальцева Михаил Едомский живопись графика скульптура САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ Санкт-Петербург, Большая Морская …