«Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком» известны нам чуть ли не с детства.
А стольких деталей не заметили. А они невероятно любопытны…
А какой он – сам Василий Иванович Суриков , и кто они- герои его картин?
А давайте вместе узнаем и посмотрим.
- писал в неотапливаемой комнате, утверждая, что холод «бодрит краски». Его дочь Оля вспоминала, как он стоял в валенках и шубе перед холстом, а краски замерзали на палитре.
- утро начинал с обливания ледяной водой — привычка, перенятая у казаков, говоря, что это «бодрит, как сабля».
- перед работой пил «эликсир вдохновения» — смесь монастырского мёда, сибирских трав и капли собственной крови (колол палец гвоздиком от подрамника).
- во время работы над «Покорением Сибири» неделю ел только строганину и кедровые орехи— «рацион Ермака».
- в постные дни питался черным хлебом с льняным маслом, который резал старинным складнем (ножом-крестом). Однажды порезался и использовал кровь для подмалёвка в «Стрелецкой казни».
- ел как боярин XVII века – вдохновляясь своими картинами. Мог внезапно потребовать у жены подать обед "по-стрелецки": черный хлеб, соленые огурцы, куски холодной баранины и.. (какая обязательная добавка была к этому обеду?), которые он ел руками, "чтобы прочувствовать эпоху".
- пил чай только из блюдца – и сердился, если ему наливали в чашку. Говорил, что так "теплее и по-купечески».
- клал в чай... соль – утверждал, что так делали в Сибири, чтобы "не замерзнуть".
- варил "боярскую похлебку" – бросал в котел все, что находил в доме: мясо, грибы и даже …сухофрукты. Пробовал и заявлял: "Недосолено! Как при Алексее Михайловиче!"
- пёк "исторические" блины – добавлял в тесто толченую кору дуба (по его мнению, "так пекли при Иване Грозном").
- пил из глиняного горшка – фарфоровые чашки презирал. Если разбивал горшок – неделю ходил мрачный, будто "потерял артефакт".
- назвал ручного ворона в честь известнейшего художника, темпераментом совершенно не схожего с ним (и выставка которого проходит в Русском музее – кто он? – неожиданно).
- хранил веник... на стене – старый банный веник, которым якобы пользовался еще его дед, висел как "экспонат". Подметать им запрещалось – только "любоваться".
- спал на сундуке с кольчугами – в его спальне стоял старинный сундук, заваленный древними монетами и оружием. Он часто дремал на нем, накрывшись тулупом, "чтобы снились сны про Ермака".
- хранил в шкафу... череп – не только для этюдов, но и как "собеседника". Иногда, раздумывая над картиной, обращался к нему: *"Ну что, брат, как тут стрельцов разместить?"
- жарил картины... извозчикам – если ему нравился какой-то ямщик, мог нарисовать его портрет и отдать просто так. Однажды подарил этюд дворнику за то, что тот рассказал ему старинную поговорку.
- ходил по дому с «атаманской" палкой» – сам вырезал ее из дуба и иногда, задумавшись, начинал "рубить" воздух, представляя сражения Ермака.
- будил семью криком "Тревога!" – если ночью приходило вдохновение, мог вскочить с кровати и закричать так, что все просыпались в панике. Потом спокойно объяснял: *"Казаков на Дону будили – вот и я вас разбудил!".
- запрещал говорить "современные слова" – если кто-то при нем произносил "телеграф" или "поезд", он морщился и говорил: "Опять ты в нынешнее время полез!».
- играл в "стрелецкий бунт" – мог внезапно нарядить детей в самодельные кафтаны и устроить "восстание" против себя – "царя". Заканчивалось "казнью" из подушки.
И, конечно, о картинах.
- О боярыне Морозовой (за что же? – расскажу интереснейший пласт истории не скучно и не сухо), о стрелецком бунте (что переписал Суриков на картине после того, как няня детей упала в обморок), о переходе Суворова через Альпы. О могущественном сверженном Меншикове.
О любимой жене Лиле Шаре («Лиличке»), о дочерях Оле и Елене. О 10 лет счастья и 28 лет скорби.
Василий Суриков писал по поводу замужества любимой Оли брату: «Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную: Оля выходит замуж за молодого художника из хорошей дворянской семьи, Петра Петровича Кончаловского. Он православный и верующий человек».
В действительности же Суриков принял эту новость как настоящий удар. Василий Иванович в порыве гнева крушил мебель, бил посуду и даже плакал, увещевая Олечку: «Из художника муж как из кисти – ложка!».
А потом его правнуками стали Никита и Андрон Кончаловские (Михалковы).
В завещании просил положить в гроб любимую кисть, клок бороды (состриженный при работе над «Разиным») и ключ от несуществующего сундука.
На поминках подавали чёрную икру и репу — «пищу царей и бунтарей» (пришлось собирать репу по всей Москве).
Ваш лектор: Яна Провоторова
Продолжительность: 1,5 часа
❗ РЕГИСТРАЦИЯ НА ЭКСКУРСИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Пожалуйста учтите, если Вы всё равно приедете вне списка, ЭКСКУРСОВОД НЕ СМОЖЕТ ВЗЯТЬ ВАС В ГРУППУ и Ваш приезд окажется бессмысленным по Вашей вине.
Место встречи: встречаемся в прелестном восстановленном особняке В.С. Каншина с невероятной парадной и отреставрированным танцевальным залом на Кузнечном переулке, дом 6, на 2-ом этаже (школа джаза и мюзикла), 2 минуты от метро «Владимирская».
Дорогие друзья! Наш проект существует только благодаря Вашей поддержке, а потому, если лекция Вам понравится, то оставьте, пожалуйста, экскурсоводу небольшую сумму (обычно оставляют 300 рублей). Этим Вы поможете нам развиваться и радовать Вас новыми лекциями.
*Фотографии для анонса: Василий Суриков. Необыкновенный. Непростой. Удивительный.