В зеркалах времени: от Баха до Пярта. Скрипка и орган

В зеркалах времени: от Баха до Пярта. Скрипка и орган
26 октября 2024
СУББОТА
20:30

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался Голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020 году.

В зеркалах времени — незабываемое музыкальное путешествие от Баха до Пярта в компании скрипки и органа. Роскошь барокко и стихия романтизма. Уникальность музыкального письма Арво Пярта. Наполненная самыми разнообразными спектрами настроений и тембровых сюрпризов программа петербургских музыкантов Надежды Цой и Елизаветы Толмасовой.

Старший современник Баха, Георг Муффат, создал музыкальный язык, основанный на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, написал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

В творчестве немецкого гения Иоганна Себастьяна Баха органная музыка достигла пика своего развития. Это не только великая музыка, созвучная любой эпохе, но и врата в бесконечность космоса. Токката и фуга ре минор «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца. Сочинение получило название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует аутентичный дорийский лад.

Феликс Мендельсон не только вернул музыкальное наследие Баха из забвения в XIX столетии, но и продолжил его славные традиции. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, Мендельсон использовал свои органные импровизации, в которых был признанным мастером. Именно поэтому его сонаты известны своей жанровой эклектичностью: в них нет регламентированного количества частей, а в их числе — церковные хоралы, фуги, фантазии, вариации. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Йозеф Габриэль фон Райнбергер писал в самых разнообразных жанрах. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе и создавая удивительные по своей красоте и мелодизму шедевры.

Арво Пярт, гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Пьеса «Зеркало в зеркале» была написана в 1978 для органа, но практически сразу появились ее авторские версии для различных составов, например, для виолончели или скрипки с фортепиано.

И…немного мистификаций. Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер прославился неподражаемым талантом писать сочинения в абсолютно любой стилистике, выдавая их за транскрипции самых разнообразных авторов. цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» — 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке.

Знаменитое Адажио Альбинони, на самом деле, принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто. Он утверждал, что пьеса представляла собой реконструкцию фрагмента музыки Томазо Альбинони, найденного им в 1945 году на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века — неоднократно использовалось в кино.

В зеркалах времени: невероятный музыкальный вояж от Баха до Пярта!

Программа:

  • Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Сюита для скрипки и органа до мажор op.166: I. Praeludium II. Canzone
  • Георг Фридрих Муффат (1653–1704) Токката № 1 ре минор из сборника Apparatus Musico-Organisticus
  • Ремо Джадзотто (1910–1998) Адажио для скрипки и органа соль минор (приписывалось Томазо Альбинони)
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фуга ре минор Дорийская BWV 538
  • Арво Пярт (1935*) Spiegel im spiegel (Зеркало в зеркале)
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа ре мажор оp. 65 No. 5: Andante – Andante con moto
  • Соната для органа фа минор оp. 65 No. 1: IV. Allegro assai vivace
  • Фриц Крейслер (1875–1962) Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни

Исполнители:

Надежда Цой, скрипка,

Елизавета Толмасова, орган

Без антракта.


Стоимость 1000
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Центр искусства и музыки на Невском

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Окт
17
18 октября, 19 октября ...
17 октября, 24 октября
Окт
26
17 октября, 18 октября
Окт
25
20 октября, 08 декабря ...
26 октября, 18 января
28 октября, 23 ноября ...
23 октября, 08 ноября ...
19 октября, 26 октября ...
22 октября, 17 ноября
Окт
30