История самого известного адвентского хорала — Nun komm der Heiden Heiland — восходит к средневековому католическому гимну Veni redemptor genitum. Стараниями Мартина Лютера и его соратников его текст был переведён на немецкий язык, а музыка, изначально представлявшая собой грегорианское одноголосие, теперь стала предполагать ту или иную гармонизацию, открывающую органистам безграничный простор для хоральных обработок. Со временем архаичный модальный склад хорала трансформировался в обострение тональных тяготений, открывающее нам новый, значительно более драматичный облик знакомой темы. Три хоральные обработки И. С. Баха (BWV 659–661), идущие подряд, представляют собой в некотором роде мини-цикл внутри большого лейпцигского сборника, где одна и та же идея — как в музыкальном, так и в богословском плане — осмысливается и реализуется с разных «точек зрения». Именно они становятся логическим центром этой программы, объединяющей в себе немецкую барочную музыку в трёх «лицах» — северную (Брунс, Райнкен), среднегерманскую (Бах) и южную (Муффат). «Риторическая фуга» Иоганна Адама Райнкена, протяжённая тема которой представляет собой последовательность наиболее запоминающихся и типичных фигур, в том числе многократное повторение одного звука, — один из примеров, предвосхищающих тематические решения Иоганна Себастьяна Баха. Схожим образом свою мысль излагал Николаус Брунс: основные фигуры, маркирующие тот или иной раздел свободной формы, отличаются той обострённостью, которая сообщает сочинению внутреннюю энергию колоссальной силы. Иначе строится музыкальный «нарратив» южанина Георга Муффата, более близкого к итальянскому и французскому музыкальному языку с их первенством естественно текущей речи над риторической лапидарностью. Исполнитель: Марина Вяйзя (орган) В программе: Георг Муффат (1653–1704) Из сборника Apparatus musico-organisticus: Toccata septima Пассакалия in g Иоганн Адам Райнкен (1623–1722) Фуга in g Токката in G Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Три хоральные обработки: Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 660 Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 661 Токката и фуга ре минор «дорийская», BWV 538 Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068 Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия in G