Рождество у лютеран и католиков претендует на роль главного праздника церковного года — и, совершенно определëнно, самого музыкального насыщенного: традиции рождественского музицирования занимают поистине огромную часть европейской культуры. Прийти на органный вечер в Сочельник — идея ничуть не менее актуальная в наши дни, чем 300 лет назад. Ноэль — феномен французской паралитургической традиции. История этого рода музыки восходит к Средневековью, при этом наиболее известные современному слушателю образцы ноэлей в виде органных обработок были созданы в эпоху барокко, силами композиторов, впоследствии получивших имя «ноэлистов». Первым органистом, обратившимся к ноэлям, считается Николя Лебег (1631–1702); в дальнейшем в их число попали Жан-Франсуа Дандриë, Луи-Клод Дакен, Мишель Корретт, Клод-Бенин Бальбатр. В основе каждого органного ноэля лежит простая народная мелодия, предполагающая столь же простую гармонию — материал, открывающий широкий простор для изобретательного варьирования внутри регистрового богатства французского органа. Красочность и прозрачность, гибкость фактуры и тонкость письма, взятые из традиций профессиональной органной музыки, превращают каждый ноэль в драгоценный камень, сиянием которого можно любоваться бесконечно. Французский барочный орган — уникальный феномен, концептуально отличающийся от немецкого и в чëм-то диаметрально противоположный ему. Тщательно выверенная диспозиция, обладающая принципиально иной структурой, нежели «пирамидальные» немецкие конструкции, определяла регистровые решения и основанный на них набор жанров. Органные книги и органные мессы, коих в XVII–XVIII веках создавалось великое множество, — в некотором роде энциклопедия тембров, фактур и аффектов, составлявших французскую органную Вселенную. Исполнитель: Андрей Коломийцев (орган) В программе: Луи Маршан (1669–1732) Grand Dialogue in C (Третья органная книга) Клод-Бенин Бальбатр (1727–1799) Из Первой сюиты ноэлей: À la Venue de Noël Joseph est bien marié Où s’en vont ces gais bergers Tous les Bourgeois de Châtres Мишель Корретт (1707–1795) Магнификат VIII тона (Первая органная книга): Plein Jeu Duo Trio Rècit de Trompette Musette Grand Jeu (que l’on peut jouer à l’Offertoire) Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738) Из книги ноэлей для органа и клавесина: À minuit fut fait un réveil (I) Il n’est rien de plus tendre À minuit fut fait un réveil (II) Chantons, je vous prie Où s’en vont ces gais bergers (Offertoire) Клод-Бенин Бальбатр Три пьесы из версальского манускрипта: Duo Trio Grand Jeu