Приглашаем петербуржцев и гостей города на органный концерт Александры Веткиной «Триумф токкаты ре минор», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава. Александра Веткина — органистка и клавесинистка, выпускница факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Александра специализируется на исполнении старинной музыки, и помимо сольных концертов, выступает также в составе камерных ансамблей. Захватывающее путешествие в мир «токкаты» — виртуозной пьесы для клавишных инструментов — ожидает слушателей концерта. Всем известна знаменитая Токката и фуга И. С. Баха, но к этому жанру обращался не только великий композитор! На концерте прозвучат токкаты в ре миноре ещё трёх представителей немецкого барокко: И. Я. Фробергера, Д. Букстехуде и Г. Муффата. Мы услышим, какими разными по форме и содержанию могут быть эти пьесы. Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет великолепную акустику. В ней прекрасно звучит современный орган, на котором можно исполнять музыку всех стран и эпох. Ранняя токката имела функцию вступления. По описанию М. Преториуса, это «прелюдия, которую органист импровизирует до того, как приступит к мотету или фуге». В творчестве К. Меруло утверждается токката, основанная на чередовании пассажных и имитационных разделов, близких ричеркару, что намечает будущий цикл Токкаты с фугой. Сходная форма — в токкатах Я. П. Свелинка, оригинальных по фактуре и представляющих ричеркарную имитационную технику, ставшую образцом для северонемецких композиторов XVII века — С. Шейдта, Г. Шейдемана, И. А. Рейнкена. Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его токкатах композиционные принципы, восходящие к токкатам Дж. Фрескобальди, сочетаются с полифоническими приёмами северонемецкой школы. Свойственные его токкатам ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии, виртуозная фактура (сложная педальная техника) подготавливают некоторые стороны баховского органного стиля. И. Я. Фробергер был знаменит как непревзойдённый, искуснейший клавирист. Один из самых известных композиторов эпохи, он внёс большой вклад в развитие клавирного репертуара и создал первые образцы программной музыки. С начала XVIII века имя Фробергера стало синонимом контрапунктического мастерства. И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт учились на его произведениях. Токката per l`elevazione (на Возношение Святых Даров) предназначена для исполнения в церкви во время причащения. Святые Дары символизируют Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Они приготовляются настоятелем церкви во время службы. Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О его популярности говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник Apparatus musico-organisticus, в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации Nova cyclopeias harmonica. Кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций явилось творчество И. С. Баха. Его токкаты отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Бах написал 8 клавирных и 5 органных токкат. По мере развития жанра Прелюдии и фуги, возникает двухчастный цикл — Токката и фуга. В программе концерта — «Дорийская» Токката и фуга Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги Баха преобладает мужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественной фугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупными сочинениями композитора для хора и оркестра. Концерт завершит знаменитая Токката и фуга ре минор Баха. Начиная с 1980-х годов, отдельные музыковеды оспаривают авторство Баха, считая некоторые элементы стиля нетипичными для его музыки. С другой стороны, один из наиболее авторитетных современных исследователей К. Вольф считает Токкату и фугу аутентичным баховским сочинением, созданным в ранний период его творчества. Произведение предположительно написано Бахом во время пребывания в Арнштадте между 1703–1707 годами. Особенностью цикла является непрерывность развития музыкального материала — без перерыва между Токкатой и фугой. Форма состоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь с Токкатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату и фугу ре минор самым популярным произведением для органа. Исполняет: Александра Веткина (орган, Санкт-Петербург). Программа концерта: Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Токката ре минор, BuxWV 155; Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667) — Токката ре минор из Второй тетради токкат; Георг Муффат (1653–1704) — Токката № 1 ре минор из сборника Apparatus musico-organisticus; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Токката и фуга ре минор («Дорийская»), BWV 538; Иоганн Фробергер — Токката per l`elevazione (на Возношение Святых Даров) ре минор из Первой тетради токкат; Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор, BWV 565.