В программе концерта петербургской органистки Маргариты Еськиной — музыка трёх гениев: Джироламо Фрескобальди, Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди. Имена Баха и Вивальди — одни из самых известных в мире музыки. Прелюдия и фуга до мажор были написаны Бахом в Кётене. Это — единственное органное сочинение, созданное композитором в этот период. Трёхдольный размер подчеркивает танцевальную природу прелюдии, а величественная фуга является замечательным образцом баховской полифонии. Вивальди оказал большое влияние на развитие жанра инструментального концерта, создав более 500 произведений. Трёхчастный Концерт ре минор — это переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение Вивальди. В нём крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричными средними. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом. В программе также Концерт для 4-х скрипок си минор в переложении для органа известного швейцарского органиста и композитора Ги Бове. Бове написал более 250 пьес, он автор около 2000 статей на тему органа и органной музыки. Средняя часть программы прозвучит на редчайшем инструменте — клавесине-оттавино. Это очень маленький вирджинал (английский клавесин с одной клавиатурой), звучащий на октаву выше, который можно использовать как отдельный инструмент или присоединить к большому вирджиналу в качестве второй клавиатуры. На нём будет исполнена музыка итальянского мастера XVII века Дж. Фрескобальди. Фрескобальди — композитор, органист и клавесинист, один из наиболее значительных представителей эпохи раннего барокко. Он известен как автор сочинений для органа и клавесина во всех музыкальных жанрах этого времени. В наследии Фрескобальди — токкаты, партиты, ричеркары, фантазии, канцоны, каприччио, пассакалии, чаконы и мессы. Композитор оказал большое влияние на развитие жанра токкаты в Италии, Австрии и южной Германии. Он ввёл новый, «эффектный», импровизационный стиль её исполнения. «Играть, не соблюдая такта — так же, как исполняют мадригалы, — сообразно чувствам и смыслу слов» — писал он в предисловии к собственным сочинениям. Токката у Фрескобальди — виртуозная пьеса. Усложнение исполнительской техники выражается, в частности, в появлении педальной партии. На оттавино прозвучат Токката и Партита на тему La Monicha. Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор Баха близко трёхчастному концерту и напоминает о Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио — один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга. Этим циклом завершится концерт. Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Маргарита Еськина (орган, Санкт-Петербург) Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга до мажор, BWV 547 Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах Largo и Allegro из Концерта для органа ре минор, BWV 596 Джироламо Фрескобальди (1583-1643) Токката Партита на тему La Monicha Антонио Вивальди Концерт для 4-х скрипок си минор, RV 580 (переложение для органа Ги Бове): Без названия — Largo — Allegro Иоганн Себастьян Бах Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564