Что делает органную музыку органной? Какие стилистические элементы отличают органный репертуар от неорганного и позволяют нам утверждать, что тот или иной композитор — вне зависимости от того, в какую эпоху он жил и каким музыкальным языком пользовался — мыслил в категориях именно этого инструмента? Второй концерт мини-цикла, посвящённого транскрипциям, задаёт нам провокационный вопрос: «популярная классика», включённая в его программу в виде переложений, не просто далека от органной культуры, но в буквальном смысле не имеет к ней никакого отношения.
В эпоху классицизма орган отходит на второй план; эталон высокого полифонического искусства в лице Баха остаётся актуальным, однако «в среднем» органная музыка упрощается как в содержании, так и в формах. Органный репертуар Гайдна, Моцарта и Бетховена — не что иное, как музыка для механического инструмента, флейтовых часов; эта сфера не была для них ни «творческой лабораторией», ни предметом сакральных устремлений (в этой роли для венских классиков, как правило, выступала духовная хоровая музыка). Столь же далёк от органа был Шуберт, не оставивший сочинений для этого инструмента, за исключением нескольких юношеских образцов, или Вагнер, чьи интересы лежали в радикально иной плоскости.
Симфонии Гайдна, фортепианные сонаты Бетховена или камерная музыка Моцарта — музыка, которую крайне трудно представить в органном звучании. Различие между дискурсом типичных инструментов классицизма и органным дискурсом касалось далеко не только тембров или технических возможностей инструментов, но в первую очередь их бэкграундов, их неотчуждаемых «языков», сложившихся за длительное время. Так, позади хаммерклавира (с которым ассоциируется так называемая «Лунная соната») был «чувствительный стиль» с его непосредственной, сиюминутной эмоциональностью. Позади органа — несколько столетий духовной, риторической музыки, наполненной сложными аллюзиями и характерными устойчивыми элементами.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Франц Йозеф Гайдн (1732–1809)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Франц Шуберт (1797–1828)
Ференц Лист (1811–1888)
Рихард Вагнер (1813–1883)