Идея предназначать для органа музыку, в оригинале написанную для какого-либо другого инструмента или состава, — отнюдь не новое явление; уходя корнями в самое начало сольной органной музыки, она представляет собой определённый маркер расширения органного дискурса.
На вопрос о том, где заканчивается оригинальное и начинается заимствованное, далеко не всегда можно ответить однозначно. Многие из тех сочинений, которые мы прочно воспринимаем как органную музыку, представляют собой переложения, зачастую вполне «инновационные» для своего времени. Пример тому — знаменитые концерты Вивальди/Баха или первые органные интаволатуры (в этой программе Джованни Бассано).
Это программа о том, насколько разными могут быть транскрипции, какое богатство коннотаций — ренессансных, барочных или романтических — мы можем вкладывать в это слово. Транскрипция как способ сделать многоголосное сочинение доступным для исполнения одним человеком. Транскрипция как простое и утилитарное изменение фактуры, связанное с превращением дуэтного произведения в сольное или клавирного — в органное.
Транскрипция как попытка перенести на орган нечто изначально несвойственное и немыслимое — сцену из русской оперы. Транскрипция как одушевление живой исполнительской волей текста, написанного для механического инструмента. По-своему примечательна тройная транскрипция (Аркадельт — Дитш — Лист), в которой первоисточник оказывается почти поглощён его романтическим переосмыслением.
Тот факт, что на орган попадает классическая фортепианная музыка Скрябина или Шопена, говорит о стремлении выйти безоглядно далеко за рамки органного письма. Именно фортепиано стало «собственной вселенной» романтической эпохи, её неотчуждаемой территорией, где романтическая музыкальная мысль могла развиваться «с нуля», по своим законам, не оглядываясь на многовековой бэкграунд — в отличие от органной сферы, которая и в XIX веке сохраняла дух традиций прежних времён.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Антонио Солер (1729–1783)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Джованни Бассано (1558?—1617)
Генри Пёрселл (1659–1695)
Фридерик Шопен (1810–1849)
Александр Скрябин (1872–1915)
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)