Произведения, собранные в программе, дают исчерпывающее представление об органной музыке двух эпох — немецкого барокко и романтизма. Букстехуде и Бах в своем творчестве часто обращались к полифоническим циклам, смысловым центром которых выступала фуга. Так, BuxWV 147 состоит из вступительного раздела — прелюдии, фуги и следующей за ней чаконы, которая является вариациями на повторяющуюся тему в басу.
Фантазия до минор BWV 562 дошла до наших дней как одночастное произведение. Спустя 30 лет после написания фантазии Бах вновь обратился к этому сочинению и хотел довести его до цикла «Фантазия и фуга», однако фуга осталось незаконченной.
Немецкие композиторы-романтики продолжили традиции эпохи барокко. Среди них — обращение к жанру обработки хорала. В качестве основы для шестой сонаты Мендельсон взял напев Vater unser im Himmelreich («Отец наш небесный»): первая часть написана в виде вариаций на хоральную мелодию, а вторая часть — в виде фуги на эту тему.
Хоральные прелюдии Брамса op. 122 — предпоследнее сочинение композитора, отличающееся глубоким философским содержанием и камерным звучанием, которое подобно сокровенному высказыванию. Es ist ein’ Ros’ entsprungen — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа, а Herzlich tut mich verlangen — скорбный монолог о невыносимых тяготах земной жизни.
Творчество Макса Регера — своеобразный итог развития немецкой органной музыки XIX века. Пассакалия, с одной стороны, является обращением к старинному жанру инструментальной музыки, которая представляет собой вариации на basso ostinato — неизменно повторяющуюся тему в басу, с другой — это произведение, пронизанное терпкостью и красотой позднеромантических гармоний.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Три хоральные обработки:
Макс Регер (1873–1916)