И.С. Бах, И.Г. Вальтер, А. Вивальди, А. Марчелло
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова
(орган, Санкт-Петербург)
Концерт яркой петербургскойорганистки Натальи Михайловой откроет «Дорийская» Токката И.С. Баха.Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделёнопределённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иноесостояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической"теории аффектов«, распространённой в Западной Европе в XVIII веке. Согласноей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческихчувств. В характере «Дорийской» Токкаты Баха преобладает мужественное начало.
15 трёхголосных синфоний Бахнаписал между 1720-1723 годами в Кётене. Он включил их в Нотную тетрадьВильгельма Фридемана Баха. Пьесы предназначались не только для собственныхдетей, но и для широкого круга людей, желающих совершенствовать своё искусствоклавирной игры. Прозвучит Синфония № 15 си минор.
И.Г. Вальтер — немецкий теоретикмузыки, лексикограф, органист и композитор. Им написаны хоральные обработки,партиты, сюиты, концерты-транскрипции по произведениям других авторов, токкаты,прелюдии и фуги для органа и клавира, кантаты, мессы и камерно-инструментальныесочинения. На стиль Вальтера повлияло творчество И. Пахельбеля, Д. Букстехуде,С. Шейдта, Я.П. Свелинка и других мастеров XVII века. Его произведенияотличаются тщательностью контрапунктической проработки и строгому следованиютеоретическим правилам. Вальтер — автор фундаментального справочника"Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека«, первой немецкой музыкальнойэнциклопедии. В программе — Концерт А. Вивальди ми минор для скрипки, струнныхи basso continuo в 3-х частях, переложенный Вальтером для органа соло в симиноре.
Адажио из Концерта для гобоя с оркестромА. Марчелло — популярное сочинение, которое было переложено Бахом для клавирасоло. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он былматематиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. Вчисле его сохранившихся произведений — 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18концертов для различных солирующих инструментов с оркестром.
В программе концерта — двавиртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые сочинениягерцога Саксен-Веймарского и А. Вивальди. Герцог Иоганн Эрнст IVСаксен-Веймарский с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть наскрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И.Г. Вальтера.Не дожив и до 19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии6 его Концертов были отредактированы Г.Ф. Телеманом и опубликованы. Концерт А.Вивальди ля минор увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастнуюструктуру с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным среднимразделом. Сочинение столь популярно у слушателей, что его смело можно включитьв «золотую коллекцию» органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
Между Концертами прозвучит Арияиз Оркестровой сюиты № 3 Баха. Оркестровые сюиты (или увертюры) относятся кпопулярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композиторследовал традициям старинной немецкой партиты XVII столетия и в то же времяиспользовал богатый опыт французской инструментальной школы. В Сюитах проявилсяудивительный синтез народности и галантного светского стиля.
Программа концерта: