Ансамбль современной музыки JUST Ensemble представляет программу time | space из произведений Беата Фуррера, Сальваторе Шаррино, Джорджа Крама и Александра Лукашова. Эти сочинения объединяет тема времени, памяти, возвращений —домой, к самому себе, к собеседнику, к своему прошлому. Чувство светлой печали, сентиментальные размышления и тёплая ностальгия служат лейтмотивом концертной программы.
Особенностью концерта станет эксперимент с акустическим пространством Мастерской. Музыканты займут разные точки в зале по всем трём измерениям, погружая слушателей в объёмную звуковую среду, сравнимую с многоканальным звучанием. Так идея возвращения получает новый смысловой виток, воплощаясь через движение звука — в диалоге между музыкантами, разделёнными пространством.
«Цветения» Александра Лукашова — это особая звуковая среда: в ней композитор воссоздаёт музыкальное пространство, в котором ему приятно находиться наедине с самим собой. Автор пишет о сочинении: «Это не столько музыка в привычном понимании, сколько найденный мной особый способ звукового существования, некое пространство, в которое я время от времени возвращаюсь и где мне хорошо. Это мой дом. В этой музыке я как бы пытаюсь вновь “разучиться”сочинять, забыть всё, что я себе понапридумывал за годы бесплодной композиторской практики. Здесь я возвращаюсь к самым истокам, в детство, когда я не знал, “как правильно”, и просто писал, зачастую крайне причудливо, но совершенно неосознанно».В Санкт-Петербурге сочинение полностью прозвучит впервые.
Трио Retour an dich («Возвращаю тебе») Беата Фуррера отличается холодным, сдержанным колоритом. Композитор сравнил эту музыку с осколками стекла, которые, словно жемчуг, сияют под гладью реки и манят спуститься за ними на дно. Особенно интересна структура первой части трио: инструментальные партии в ней будто существуют в разном времени. Скрипка и виолончель исполняют один и тот же музыкальный материал друг за другом наподобие канона, начиная при этом из разных исходных точек, в то время как фортепиано звучит само по себе, как бы игнорируя других участников диалога. Похожая идея разрозненной «беседы» воплощена и в финале сочинения.
В другом произведении Фуррера, Lied («Песня»), концепция несовпадения времени решена через разные музыкальные темпы, одновременно заданные инструментам дуэта. Подобно двум людям с разным темпом сердцебиения, музыкальные собеседники словно пребывают в разных эмоциональных состояниях: более спокойное фортепиано (почти всю пьесу темп его партии — 60 ударов в минуту, за исключением двух быстрых «вспышек») контрастирует с нестабильностью скрипичной партии, музыкальный пульс которой регулярно меняется.
В «Меланхолии I» для виолончели и фортепиано Сальваторе Шаррино воплотил чувство тоскливо-светлых воспоминаний: перед слушателями словно оживают картины Сицилии — острова, где родился композитор, — улочек, залитых солнечным светом, и ярких морских бликов. Звучание аккордов фортепиано, в которых исполнитель поочерёдно отпускает звуки, вызывают ассоциации с перемоткой видеоплёнки, а настойчиво повторяющийся мотив виолончели создаёт ощущение томительных мыслей о прошлом.
Тема моря нашла отражение в сюите Vox Balaenae («Голос кита») Джорджа Крама — произведении американского авангарда, уже ставшим классическим. В конце 1960-х годов композитор услышал аудиозапись, подготовленную учеными-океанологами, со звуками, издаваемыми горбатым китом. Эти необычные интонации впоследствии вдохновили Крама на создание сюиты: вместо воспроизведения магнитофонной записи, автор решил изобразить «пение» кита с помощью живых инструментов — флейты, фортепиано и виолончели. Произведение состоит из трёх частей: Вокализ, Вариации на Морскую тему и Море-ноктюрн, — каждая из которых раскрывает разные образы водной стихии. В музыке американского композитора — в морской тематике, в импрессионистичных колористических приёмах — слышны далёкие отголоски музыкальных пейзажей Мессиана и Дебюсси.
Программа концерта:
Беат Фуррер - Retour an dich
Сальваторе Шаррино - Melencolia I
Джордж Крам - Vox balaenae
Александр Лукашов - Цветения
Беат Фуррер - lied
Исполнители:
Александра Меньшова - скрипка
Варвара Касторская - виолончель
Яна Четверикова - флейта
Александра Листова - фортепиано
Концерт ведет музыковед Диана Аксиненко



















Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.