
Органный концерт
Тихая ночь, святая ночь
И.С.Бах, Ф. Мендельсон, Ф.К. Грубер, Г.А. Меркель,
А.Гильман, Ш.-М. Видор, С. Рахманинов
Лауреатмеждународных конкурсов
Светлана Фурник
(орган,Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистамиСанкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концертСветланы Фурник «Тихая ночь, святая ночь», который пройдет вРимско-католическом храме св. Станислава 4 января в 19:30 в рамках XII Рождественского фестиваля ADESTE FIDELES.
Нарядная рождественская программапетербургской органистки Светланы Фурник состоит из сочинений композиторовГермании, Австрии, Франции и России разных веков.
Светлана Фурник — талантливаяорганистка, выступающая в концертных залах Санкт-Петербурга и России, а такжепреподаватель органа Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова СПб.
Римско-католический храм св. Станиславарасположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству сконсерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеетмноговековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять насовременном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Красочную рождественскуюпрограмму петербургской органистки Светланы Фурник откроет яркая Прелюдия ифуга до мажор И.С. Баха. Части цикла написаны в разное время: Прелюдия вЛейпциге в 1730 году, а фуга в Веймарский период (1708-1717). Они безукоризненносочетаются в едином порыве.
Г.А. Меркель — выдающаяся фигуранемецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. Вего композиторском наследии девять органных Сонат, первая из которых написанадля двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр. В этихработах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Будетисполнена «Рождественская пастораль» Меркеля.
БалетП.И. Чайковского «Щелкунчик» — двухактная постановка на либретто М. Петипа помотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Премьера балета впостановке Льва Иванова состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театрев Санкт-Петербурге в один вечер с оперой Чайковского «Иоланта». В том же 1892году была издана сюита из балета «Щелкунчик» в переложении для фортепиано вчетыре руки А.С. Аренского. В программе концерта — 3 известных и любимыхфрагмента из Сюиты.
Прозвучит «Лангедокскийноэль» А. Гильмана (ноэли — это старинные французские рождественскиепесни). Гильман — французский композитор, органист и педагог, один изоснователей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно дляоргана. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии.
«Маленькая ночная серенада» — пьеса в четырёх частях, написанная В.А. Моцартом в 1787 году. Её I частьAllegro является одним из наиболее узнаваемых произведений великогокомпозитора. Этожизнерадостное и необыкновенно гармоничное произведение мастера.
Французский композитор К. Дебюсси- ведущий представитель музыкального импрессионизма. Его произведенияотличаются необычайным изяществом, поэтичностью и образностью. Широта талантовДебюсси позволила ему достичь высот в искусстве исполнения, дирижирования имузыкальной критики. Созданные им произведения во многом определили образмузыки XX века. «Бергамасская сюита» Дебюсси изначально создана для фортепиано.Наиболее выразительная её часть — пьеса «Лунный свет». В ней музыкальнымисредствами замечательно изображается струящаяся вода при свете луны.
Цикл «24 пьесы в фантастическомстиле» был написан французским композитором Л. Вьерном в 1926-1927 годах. Одноиз самых популярных сочинений из этого цикла — пьеса «Вестминстерскиеколокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Вьернвиртуозно сумел передать в ней колокольный перезвон.
«Вокализ» — известное вокальноесочинение С. Рахманинова из «14 песен», op.34, опубликованное в 1912 году. Онопосвящено музе композитора — оперной певице А. Неждановой. Пьеса написана дляголоса (сопрано или тенора) с аккомпанементом фортепиано. Она не содержит слов,а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). На концерте оно будетисполнено в переложении для органа соло.
Появление жанра Органной симфонииобычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М.Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновилновый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительнорасширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструментысимфонического оркестра и явления природы. Прозвучит одно из самых популярныхсочинений времени «французского романтизма» — Токката из Симфонии № 5 Видора.
Ф.К. Грубер был австрийскимучителем начальной школы и церковным органистом конца XVIII — первой половиныXIX века. Он сочинил популярный рождественский гимн «Тихая ночь» на слова Й.Мора для двух голосов и гитары. Английский пианист, дирижёр, композитор иаранжировщик рубежа XIX-XX веков Г.Э. Джил переложил это сочинение для органасоло. Им завершится рождественская программа.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Густав Адольф Меркель (1827-1885)
Рождественская пастораль, ор.56
Петр Ильич Чайковский (1840-1953)
3 части из сюиты «Щелкунчик», ор.71а (транскрипция дляоргана С. Фурник):
Марш
Арабский танец
Танец Феи Драже
Александр Гильман (1837-1911)
«Лангедокский ноэль»
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Аллегро из «Маленькой ночной серенады», KV 525
(переложение для органа Р. Лопеса)
Клод Дебюсси (1862-1918)
«Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»
(транскрипция для органа А. Селя)
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы-фантазии», op.54 № 6
Сергей Рахманинов (1873-1943)
Вокализ, ор.34 № 14 (транскрипция для органа Ж.-П. Имбера)
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Токката из Симфонии для органа № 5, ор.42 № 1
Франц КсавьерГрубер (1787-1863)
«Stille Nacht,heilige Nacht» («Тихая ночь, святая ночь»), H.145
(аранжировка для органа Г. Джила)






















