Тихая ночь, дивная ночь!
Глас с небес возвестил:
«Радуйтесь, ныне родился Христос!»
Мир и спасение всем Он принес,
Свыше нас Свет посетил!
Рождественской песне «Тихая ночь» чуть более двух сотен лет. Созданная школьным учителем и органистом Францем Грубером на стихи католического священника Йозефа Мора, она получила широкое распространение и вне зависимости от конфессий передает состояние умиротворения и нежной радости.
Музыка, которая будет звучать на Рождество в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» под руководством Ильи Иоффа, тоже тихая и сокровенная.
Сочинение Владимира Мартынова Comein!, что означает «Войдите!», написано для двух скрипок, челесты и струнных в 1985 году и впервые исполнено в Ленинграде спустя три года. Композитор, испытавший в своем творчестве воздействие разных стилистических систем, в этом произведении пришел к «новой простоте». Сочинению Мартынов предпослал фрагмент из текста Иоанна Лествичника со своим комментарием: «Один древний подвижник сказал своему ученику: «Постарайся войти во внутреннюю клеть твоего «я» и узришь клеть небесную. И первая и вторая — одно. Одним входом входишь в обе. Лестница в Небесное Царство находится внутри тебя. Оно существует таинственно в душе твоей. Поднимаясь по этой лестнице, начинающейся в сердце, человек достигает того, что воспевается как прекрасное и красота, как любовь и как предмет любви. Это царство истинной красоты»».
Гия Канчели создал Twilight («Сумерки») для двух скрипок и камерного оркестра в 2004 году. Название обусловлено размышлениями композитора о непростых событиях жизни, которые могут разрешиться лишь благодаря судьбоносному стечению обстоятельств. Сочинение во многом вдохновлено пейзажем из окна дома, где работал Канчели: «...я вижу несколько необычайно красивых тополей, высоких, как башни. Их внешний вид меняется в зависимости от сезона. К концу лета они покрыты толстым зеленым «ковром». В конце осени появляются первые просветы света, несмотря на их внезапное красочное великолепие. Эти просветы становятся шире с приближением зимы, и через голые ветки начинает открываться перспектива, теряющаяся в бесконечности».
Британский современный композитор Гэвин Брайерс — автор произведения Jesus Blood Never Failed Me Yet («Кровь Иисуса никогда не подводила меня») для предварительно записанной ленты и струнного ансамбля — вспоминал: «В 1971 году я жил в Лондоне и работал со своим другом, Аланом Пауэром, над фильмом о людях, живущих за чертой бедности <...>. Во время процесса съемки кто-нибудь из тех, кого мы снимали, мог запеть какую-нибудь пьяную песенку — иногда кусок оперы, иногда сентиментальную балладу, а один человек, который, кстати, пьяным не был, спел религиозную песню Jesus Blood Never Failed Me Yet. Эта часть в конечном счете не попала в фильм, но мне отдали все неиспользованные материалы, включая и эту песню тоже». Брайерс добавил оркестровое сопровождение и «зациклил» пение, в котором многократное повторение слов становится одновременно медитацией и молитвой.
А пока настраиваемся на внутреннюю тишину и небесный свет:
Тихая ночь, дивная ночь!
К небу нас Бог призвал.
О, да откроются наши сердца
И да прославят Его все уста,
Он нам Спасителя дал!
Камерный оркестр «Дивертисмент»
художественный руководитель — заслуженный артист России Илья Иофф
Продолжительность — 1 час 30 минут без антракта