Практика совместного музицирования была широко распространена в эпоху барокко и, пожалуй, коснулась каждого композитора того времени. Центральное место в сегодняшней программе занимают три сонаты для виолы да гамба и клавира Иоганна Себастьяна Баха. Эти сочинения — единичный случай обращения великого полифониста к такому ансамблевому сочетанию инструментов.
В эпоху барокко клавиру (общее название для клавишных инструментов: клавикорда, клавесина, органа) в камерной музыке поручали партию basso continuo — гармоническое сопровождение солирующих инструментов. В этих случаях клавесин или орган выполнял «обычную» аккомпанирующую функцию. Однако в сонатах для виолы да гамба Бах совсем по-иному трактует клавир, делая его не только равноправным, но и главным участником ансамбля. Отсюда слово «облигатный» в названии, которое означает «обязательное» присутствие на сцене этого инструмента.
Безусловно, эти произведения — высокохудожественные музыкальные образцы. Весь пафос баховских сонат заключен в их медленных частях — лирических излияниях с бесконечно-льющейся мелодией.
Два других сочинения, входящие в программу, знакомят с органным наследием Баха. Прелюдии и фуги и обработки хорала — две фундаментальные основы этой области творчества великого мастера. Прелюдия и фуга ре минор отличается своим архаичным звучанием, а хоральная партита по форме представляет собой вариации на хорал «Да будет мир с тобой, Господи милосердный», количество которых совпадает с числом хоральных строф.
Каждое произведение Баха — бесконечная «энциклопедия» музыкальных образов и душевных состояний: эта музыка подобно ораторской речи поражает своей выразительностью и глубиной высказывания.
Исполнители:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)