Композиторы, произведения которых составляют основу сегодняшней программы концерта - выдающиеся деятели эпохи Барокко и признанные мастера органного искусства Германии. С их творчеством связан важный этап становления и формирования ключевых жанров немецкой органной музыки, которые Бах доведёт до вершины совершенства и поставит смысловую точку в их развитии. В XVII веке в Германии выделяются несколько органных школ. Векман, Любек, Брунс и Букстехуде – представители Северонемецкой традиции. В основе их творчества стоит жанр органной прелюдии: это одночастные произведения, в которых чередуются свободно-импровизационные разделы и фуги. Прелюдия ми мажор Любека и прелюдия in G Брунса выделяются жизнерадостным, приподнято-торжественным характером, а также обилием педальных соло, которые демонстрируют мастерство исполнителя. Совсем иную образную сферу, связанную с более закрытым выражением эмоций, открывает Чакона ми минор Букстехуде. Ее основу составляет повторяющаяся в педали одноголосная тема, которую композитор «расцвечивает» разными сочетаниями верхних голосов. Муффат единственный в программе представляет южнонемецкую органную школу. Его Apparatus musico-organisticus – своего рода музыкальная энциклопедия конца XVII века, включающая в себя все существовавшие в то время украшения, технические трудности, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации). Особое место в программе занимают произведения Баха – хоральные обработки и «прелюдии и фуги», составляющие фундамент его органного творчества. Музыка Schmücke dich o liebe Seele («Облачись в одежды света,о, душа») повествует о вечной красоте человеческой жизни, а Nun komm, der Heiden Heiland («Приди, народов Спас») – философское размышление о пришествии Христа. Прелюдия и фуга си минор – монументальное полотно, отличающееся объективно-драматическим, пассионным характером. А соль мажорный цикл в образном плане перекликается с прелюдией in G Брунса: музыка прелюдии и фуги полна света и радости жизни. Исполнитель: Ирина Красная (орган, г. Москва) В программе: Георг Муффат (1653–1704) Toccata octava из сборника Apparatus musico-organisticus Маттиас Векман (1616–1674) Канцона in d Винсент Любек (1684–1755) Прелюдия ми мажор Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Schmücke dich, o liebe Seele, BWV 654 из сборника «18 Лейпцигских хоралов» Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия in G Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона in e, BuxWV 160 Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга си минор, BWV 544 Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland, BWV 659 Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541