Здесь перед нами открывается исключительная возможность увидеть музыку барокко в её «первоначальном замысле» — как нечто напрямую связанное с текстом и его содержанием, следующее за словом, а порой и впрямую иллюстрирующее его. К концу XVI века в Италии на смену архаичной Prattica Prima, близкой к полифоническим стандартам Ренессанса, приходит Prattica Seconda — новаторский риторический стиль. Музыка начинает восприниматься как живая речь, где ключевые слова «расцвечиваются» терпкими интервалами, задержаниями или особыми фигурами, смена аффекта влечëт за собой смену всех средств его выражения, а построение формы напрямую обусловлено реакцией музыки на текст. Попав на немецкую почву, итальянский стиль в какой-то степени превзошёл сам себя — здесь его ожидал колоссальный всплеск развития, буквально удесятеривший его риторические возможности — за счёт множества факторов, начиная от фонетических особенностей языка (возводящих в абсолют идею произнесения «музыкальной речи») и заканчивая решительным главенством Prattica Seconda в церковной музыке — заново изобретённой благодаря Реформации. Ключевая фигура этого поистине уникального по своей насыщенности периода — Генрих Шютц, оставшийся в истории как «отец новой немецкой музыки». Духовная музыка, будучи априори «текстовой», является тем ключом к пониманию эпохи, который мы познаём зачастую в опосредованном виде. Такие композиторы, как Букстехуде и Векман, известны в наши дни преимущественно благодаря своему органному наследию; однако, при всей бесспорной гениальности этой составляющей их творчества, стоит помнить, что путь к достоверному её восприятию начинается в «священных диалогах». Джованни Габриели и Бьяджо Марини занимают в истории почётное место основоположников инструментальной музыки. Прославленный виртуоз, органист венецианского собора Св. Марка, Габриели оставил многочисленные токкаты, канцоны, сонаты, органные ричеркары — жанры, которые вскоре легли в основу итальянской органной и ансамблевой культуры. Марини, в свою очередь, был одним из тех, кто заложил фундамент итальянского скрипичного письма — традиции, которая, как и духовные сочинения, обрела новые идеи и новое могущество на немецкой почве. Исполнители: Татьяна Гаврилова — сопрано; Любовь Шаромова — сопрано; Юрий Городецкий — тенор; Виталий Амбражевич — бас; Галина Матюкова — блокфлейта; Мария Изотова — блокфлейта; Константин Яковлев — фагот; Юлия Гайколова — барочная скрипка; Светлана Гринфельд — барочная скрипка; Филипп Гулидов — виолончель, виола да гамба; Алексей Иванов — виола да гамба, контрабас; Ася Гречищева — теорба; Дмитрий Зубов — орган. Программа: Джованни Габриели (ок. 1554/1557—1612) — Sonata XXI Con Tre Violini; Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Ich Suchte des Nachts. Кантата для тенора, баса, двух скрипок и basso continuo, BuxWV 50; Матиас Векман (1616–1674) — Gegrüßet Seist du, Holdselige. Диалог для сопрано и тенора с инструментами; Генрих Шютц (1585–1672) — Mein Sohn, Warum Hast du Uns das Getan? Мотет для двух сопрано и баса с инструментами in Dialogo, SWV 401 (из сборника Symphoniae Sacrae III, op. 12); Бьяджо Марини (1594–1663) — Sonata Sexta для двух блокфлейт и Basso Continuo; Генрих Шютц — Weib, Was Weinest du? Пасхальный диалог для двух сопрано, тенора и баса, SWV 443; Иоганн Филипп Кригер (1652–1735) — Wo Willst du Hin. Дуэт для двух сопрано и Basso Continuo; Иоганн Розенмюллер (1619–1684) — Sonata Seconda для двух скрипок и Basso Continuo; Генрих Шютц — Es Gingen Zweene Menschen Hinauf. Диалог для двух сопрано, тенора, баса и Basso Continuo, SWV 444.
Праздник Корюшки - это уникальное событие в Санкт-Петербурге, посвященное популярной рыбе и морской тематике. В программе шоу, встречи с историческими …