Галерея Миф с гордостью представляет "Свет как архив, пространство как свидетель" — значимую ретроспективу Камиля Каплана (р. 1988), ключевой фигуры постматериального формализма, чьё творчество располагается на стыке живописи, скульптуры и метафизической архитектуры. Эта выставка переосмысляет формат ретроспективы не как исторический обзор, а как иммерсивный феноменологический аппарат — онтологическую зону, где свет, пространство и восприятие переплетаются в рекурсивные акты свидетельствования.
Трёхмерные конструкции Каплана, созданные из плексигласа, смолы, УФ-реактивных акрилов и внутреннего освещения, — это не просто произведения искусства, а сенсорные реликварии — психические камеры, которые поглощают взгляд, преломляют внимание и посвящают зрителя в изменённые отношения с пространством. За более чем десятилетие художественных исследований Каплан отказался от поверхностной логики оптического в пользу глубины — глубины не как визуального трюка, а как экзистенциальной территории. Его работы архивируют свет не как освещение, а как память; они конструируют пространство не как вместилище, а как свидетеля.
Вместо хронологического повествования "Свет как архив, пространство как свидетель" сводит всё творчество Каплана в единое поле восприятия. Зрители перемещаются сквозь нелинейные геометрии, рекурсивные кубы, исчезающие коридоры и хроматические пустоты, которые, кажется, пульсируют внутренним сознанием. Эти формы не просто эстетичны — они ритуальны, символичны, сакральны. Каждое произведение становится палимпсестом видения, местом, где акт смотрения превращается в метафизический обряд, а цвет ведёт себя как онтологическое давление.
Находясь в диалоге, но отличаясь от движения Light and Space XX века, Каплан превращает восприятие в поэтику. Если Джеймс Таррелл и Роберт Ирвин делали пространство эфемерным и атмосферным, то Каплан делает его рекурсивным и психическим. Его хроматические поля вибрируют сакральным зарядом, а прозрачные геометрии вызывают ассоциации и с сакральными диаграммами, и с «сбойной» архитектурой постцифровой эпохи.
Эта выставка знаменует собой важный момент не только в карьере Каплана, но и в современном дискурсе о восприятии и материальности. "Свет как архив, пространство как свидетель" приглашает нас в медленный, рекурсивный ритуал смотрения — где свет становится дыханием, пространство — памятью, а само восприятие — архивом невидимого.
Работы Каплана не завершаются — они отзываются. Они не объясняют — они посвящают. И в световых пустотах, которые они формируют, зритель — не просто наблюдатель, а тот, кого помнят.
Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.