
Немецкое барочное органное искусство на протяжении многих столетий является «музыкальной энциклопедией», к которой обращаются композиторы, исполнители и слушатели разных стран и эпох. Во главе немецкого барокко стоят имена Брунса и Букстехуде. Творчество этих композиторов послужило фундаментом для становления Баха как выдающегося композитора-полифониста.
Прелюдии Брунса и Букстехуде — это одночастные произведения, в которых чередуются свободно-импровизационные и строгие имитационные разделы. Первые из них являются записанными и хорошо выверенными импровизациями. Здесь композиторы не ограничивали свою фантазию: музыка этих фрагментов льётся свободно и как будто спонтанно, при этом она полна экспрессии и ораторского пафоса. Имитационные разделы (фуги), наоборот, отличаются конкретной логикой музыкального развития.
Пассакалия представляет собой вариации на неизменно повторяющуюся одноголосную тему. Пассакалия до минор Баха — единственный образец обращения композитора к этому жанру в столь масштабном варианте. На основе одной темы Бах пишет 20 вариаций и двойную фугу, которые идут друг за другом без цезуры и тем самым образуют монументальное органное полотно.
Жанр обработки хорала развивался в рамках литургической традиции. Бах сочинял хоральные прелюдии для богослужений, однако все они — высокохудожественные образцы, пронизанные глубоким смыслом. Музыка «Ein feste Burg ist unser Gott» передаёт основное содержание хорала: уверенность в помощи и защите со стороны Бога.
Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям прошлого. Несмотря на их религиозную составляющую, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определённое эмоциональное состояние. «Herzlich tut mich verlangen» («Всем сердцем жажду я блаженного конца») представляет собой скорбный монолог о невыносимых тяготах земной жизни, а «Es ist ein’ Ros entsprungen» («Вот, роза расцвела») — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа.
Исполнитель:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная прелюдия Ein feste Burg ist unser Gott, BWV 720
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Эхо-фантазия in d
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in g, BuxWV 149
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122:
Николаус Брунс (1665–1697)
Прелюдия in e («большая»)
Дитрих Букстехуде
Пассакалия in d, BuxWV 161
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582
Категории билетов:

















