Немецкое барочное органное искусство на протяжении многих столетий является «музыкальной энциклопедией», к которой обращаются композиторы, исполнители и слушатели разных стран и эпох. Во главе немецкого барокко стоят имена Брунса и Букстехуде. Творчество этих композиторов послужило фундаментом для становления Баха как выдающегося композитора-полифониста. Прелюдии Брунса и Букстехуде — это одночастные произведения, в которых чередуются свободно-импровизационные и строгие имитационные разделы. Первые из них являются записанными и хорошо выверенными импровизациями. Здесь композиторы не ограничивали свою фантазию: музыка этих фрагментов льётся свободно и как будто спонтанно, при этом она полна экспрессии и ораторского пафоса. Имитационные разделы (фуги), наоборот, отличаются конкретной логикой музыкального развития. Пассакалия представляет собой вариации на неизменно повторяющуюся одноголосную тему. Пассакалия до минор Баха — единственный образец обращения композитора к этому жанру в столь масштабном варианте. На основе одной темы Бах пишет 20 вариаций и двойную фугу, которые идут друг за другом без цезуры и тем самым образуют монументальное органное полотно. Жанр обработки хорала развивался в рамках литургической традиции. Бах сочинял хоральные прелюдии для богослужений, однако все они — высокохудожественные образцы, пронизанные глубоким смыслом. Музыка Ein feste Burg ist unser Gott передаёт основное содержание хорала: уверенность в помощи и защите со стороны Бога. Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям прошлого. Несмотря на их религиозную составляющую, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определённое эмоциональное состояние. Herzlich tut mich verlangen («Всем сердцем жажду я блаженного конца») представляет собой скорбный монолог о невыносимых тяготах земной жизни, а Es ist ein’ Ros entsprungen («Вот, роза расцвела») — колыбельная песнь, повествующая о рождении Христа. Исполнитель: Светлана Фурник (орган). В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная прелюдия Ein feste Burg ist unser Gott, BWV 720; Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) — Эхо-фантазия in d; Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Прелюдия in g, BuxWV 149; Иоганнес Брамс (1833–1897) — Хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122: № 8. Es ist ein’ Ros’ entsprungen; № 9. Herzlich tut mich verlangen; № 7. O Gott, du frommer Gott; Николаус Брунс (1665–1697) — Прелюдия in e («большая»); Дитрих Букстехуде — Пассакалия in d, BuxWV 161; Иоганн Себастьян Бах — Пассакалия до минор, BWV 582.