Бах и Брамс — два величайших гения — возвысили музыкальное искусство своего времени до недосягаемых вершин. Глубоко философское содержание музыкальных произведений, полифонический принцип мышления, обращение к вечным проблемам, волнующих души и сердца людей — все то, что объединяет творения Баха и Брамса.
Жанры прелюдии (фантазии) и фуги, обработки хоралов — атрибуты эпохи барокко и вместе с тем фундаментальные основы органного наследия Баха. Среди всех его сочинений «Шюблеровские хоралы» выделяются тем, что являются транскрипциями отдельных частей из кантат.
Брамс, являясь ярчайшим представителем эпохи романтизма, подробно изучал старинную полифоническую музыку. Его органное творчество невелико. Одно из главных качеств инструментального наследия композитора — память жанров. В связи с этим обращение Брамса к прелюдии и фуге, хоральным обработкам вполне естественно.
Прелюдия и фуга ля минор относится к ранним сочинениям, а цикл из 11 хоральных прелюдий — сочинение зрелого мастера. Прелюдии были изданы уже после его смерти и представляют собой творческое завещание композитора, подводя итог не только его творческого пути, но и всей жизни.
Возвращаясь к параллели Бах — Брамс, нельзя не сопоставить их прелюдии и фуги ля минор и соль минор. Все четыре произведения объединяет аффектно-риторический характер вступительных, импровизационных разделов. Но, если для Баха — это принцип мышления и способ изложения музыкальной мысли, то для Брамса — дань уважения к традициям прошлого.
Исполнитель:
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Иоганн Себастьян Бах
Из цикла «Шюблеровские хоралы»: