Генри Пёрселл по праву считается самым выдающимся композитором Англии второй половины XVII века. В историю музыкального театра он вошел как создатель английской национальной оперы. Самым известным сочинением Пёрселла является опера «Дидона и Эней», единственная в творчестве композитора. Её музыка уникальна тем, что имеет глубокие связи с английским фольклором и народными бытовыми жанрами.
В концерте прозвучат образцы инструментального творчества Пёрселла. Оно не столь масштабно и значительно по сравнению с его вокально-инструментальным наследием, но интересно своими новаторскими чертами.
Его мелодичные трио-сонаты, написанные под воздействием итальянского скрипичного стиля, явились совершенно новым словом в английской музыке. В этом жанре Пёрселл проложил широкий путь в профессиональную музыку скрипке, давно бытовавшей в народном творчестве. Как жанр трио-соната обычно сочинялась для двух солирующих инструментов (двух скрипок, скрипки и флейты, скрипки и гобоя) и basso continuo, представленного виолончелью (или басовой виолой да гамба) в сопровождении клавесина.
Пьесы с названием a ground в английской музыке представляют собой вариации на неизменно повторяющуюся тему. В этом они родственны жанру «чаконы», где тема, фундамент всего произведения, многократно повторяется в басу, а верхние голоса при этом развиваются полифонически.
Исполнители:
В программе:
Генри Пёрселл (1695–1695)
Трио-соната соль минор, Z.790 из сборника Sonnata's of III Parts (1683)
Трио-соната соль минор, Z.807 из сборника Ten Sonatas in Four Parts (1697)
Three Parts upon a Ground, Z.731
Чакона Two is one upon a ground из оперы Dioclesian, Z.627
Пять фантазий для струнных
Из сборника 19 Fantazias, In Nomines and Other Pieces: