Спящая красавица

Спящая красавица
Балет Петра Чайковского.
Инициатором судьбоносной встречи Петра Чайковского и Мариуса Петипа стал директор Императорских театров Иван Всеволожский. Его идеей было поставить балет по французской сказке, он написал либретто, придумал костюмы невероятной красоты и стал соавтором чуда, рождённого гением двух великих мастеров.
«Спящая красавица» оказалась вполне традиционной и абсолютно новой. Её музыка, как и другие балетные партитуры второй половины XIX века, была написана по чёткому плану хореографа с указанием количества тактов и характера звучания. Но исполнение заказа не ограничило музыку Чайковского лишь ожидаемой дансантностью. Балет зазвучал полнокровным образным симфонизмом. Его мелодическое богатство не могло не вдохновить на великие свершения. Сочинение Чайковского вдохновило Петипа не на революционные переломы, хореограф услышал в нём гармонию. И его «Спящая» не стала поиском новых путей, а в идеальной конструкции собрала всё созданное многолетним трудом хореографа на петербургской сцене. Танцевальную гармонию спектакля определили сбалансированные пропорции ингредиентов — пантомимы, жанровых зрелищных сцен и классических танцевальных форм, выстроенных в безупречной логике развития хореографического действия от ансамбля к сольному выходу балерины.
Модель большого балета, знакомая по отдельным элементам и новаторская по безупречности композиции, стала венцом становления балетного искусства XIX века. И в то же время именно «Спящая красавица» дала старт балетным открытиям века ХХ-ого. Очарованный шедевром Чайковского, Петипа и Всеволожского, Александр Бенуа, а вслед за ним и самые передовые создатели балетов уже следующей художественной формации сочиняли в духе минувших эпох и далеких культур. Пленительная атмосфера Франции времен Людовика XIV, воссозданная в «Спящей», открыла путь модернистским стилизациям мирискусников.
Пролог:
Король и Королева празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Под нежные звуки арф и скрипок появляется со своей свитой фея Сирени. Слетаются добрые феи — Нежности, Резвости, Щедрости, Смелости и Беззаботности. Каждая из них принесла новорождённой свой дар. Испуганные слуги возвещают о приближении страшной гостьи — злой феи Карабос. Старая безобразная Карабос въезжает в карете, запряжённой уродами и мышами. Она разгневана тем, что её забыли пригласить на бал. Карабос вызывает видение юной Авроры и предсказывает ей смерть от укола вязальной спицей.
Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели Авроры и обещает принцессе своё покровительство. В поединке добра и зла зло отступает. Беснуясь и грозя, Карабос покидает зал. Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издаёт указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами в его королевстве.
Действие первое:
Принцессе Авроре минуло шестнадцать лет. Во дворце гости. Авроре представляют женихов. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдаёт предпочтения. К принцессе подходит старушка с букетом роз. Аврора берёт букет и кружится в вальсе. Внезапно, уколов палец, принцесса теряет силы и падает. В цветах была спрятана острая спица. Все охвачены горем. В этот миг с плеч старухи спадает плащ. Это торжествующая фея Карабос. Обнажив шпаги, женихи бросаются к ней, но волшебница исчезает. Появляется фея Сирени — покровительница Авроры. Она не может развеять злые чары Карабос, но в её силах ослабить зло. «Аврора не умерла: это не смерть, а сон», — говорит добрая фея и взмахом волшебного жезла погружает в сон вслед за Авророй всё королевство. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.
Действие второе:
Картина первая. Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближёнными. Когда он остаётся один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но, кружась в сонме нереид, Аврора удаляется и исчезает. Принц страстно желает вновь видеть её. Вместе с феей Сирени Дезире плывёт в ладье к очарованному замку. Их окружает безмолвный лес, сквозь густые заросли которого проступают его башни.
Картина вторая. В заросшем парке бодрствуют лишь злая фея Карабос и её слуги. Они преграждают путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до них доносятся звуки, предвещающие появление феи Сирени. Перед её властью Карабос бессильна. Между тем Дезире уже достиг стен королевского замка. В поисках принцессы нетерпеливо проходит он среди спящих придворных. Вот он у ложа погружённой в сон Авроры. Страстным поцелуем Дезире пробуждает спящую красавицу. Вместе с ней просыпается всё королевство. Горячее чувство первой любви охватывает Аврору и Дезире. Покорённый красотой и обаянием Авроры, принц просит у короля и королевы руки их дочери.
Действие третье:
Во дворце празднуется пышная свадьба Авроры и Дезире. Среди многочисленных гостей — персонажи сказок. Вот Синяя борода и его жёны, вот принцесса Флорина и Голубая птица. Вот Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик с братьями и тут же — преследующий их Людоед. Бежит Золушка и теряет свою туфельку. Её поднимает принц Фортюне. Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота и Серебра. В праздничном дуэте выступают счастливые новобрачные — Аврора и Дезире.
Апофеоз:
Наступает всеобщее ликование. Бьют фонтаны. Из искрящегося каскада возникает фея Сирени — олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
Спектакль идёт с тремя антрактами.

Стоимость 2100 - 12000
Участвуют:
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
13 ноября, 19 декабря
30 октября
07 ноября, 17 ноября ...
Окт
30
31 октября, 14 ноября ...
Ноя
01
03 ноября, 17 ноября ...
Окт
31
31 октября, 01 ноября
Ноя
10
Ноя
02