Г. Муффат, И.С. Бах, А. Марчелло
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Натальи Михайловой «Созвездие барокко», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 29 ноября в 19:30.
В программу концерта Натальи Михайловой включены яркие сочинения немецких и итальянских мастеров эпохи барокко: Г. Муффата, И.С. Баха, А. Марчелло. Их творчество будет представлено в разных жанрах.
Наталья Михайлова — лауреат престижных международных конкурсов и член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга. Она получила образование в Санкт-Петербургском Музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова, в Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова и Санкт-Петербургском государственном университете. Наталья Михайлова ведёт активную концертную деятельность в Санкт-Петербурге и гастролирует по России, выступая в филармонических залах. Её репертуар обширен, и помимо интересных сольных программ, включает ансамбли с такими необычными инструментами, как мандолина и волынка. Наталья Михайлова преподаёт орган на факультете искусств Санкт-Петербургского университета.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Южно-немецкий композитор эпохи барокко Г. Муффатсыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus»,в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Novacyclopeias harmonica». Прозвучат Токката № 12 и Пассакалья из этого цикла.
Программу продолжат сочинения И.С. Баха. Яркая виртуозная Прелюдия соль мажор – раннее сочинение композитора, написанное предположительно в Мюльхаузене в 1708 году. Затем будут исполнены несколько хоральных обработок из разных циклов. Это камерный жанр, в котором Бах раскрывает мир лирических образов — возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». «6 Шюблеровских хоральных обработок» были созданы композитором в Лейпциге. Название сборник получил по имени издателя Иоганна Георга Шюблера. В последние годы жизни Бах работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера.
Концерт соль мажор — это переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение герцога Саксен-Веймарского. Герцог с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть на скрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И.Г. Вальтера. Не дожив и до19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии 6 его Концертов были отредактированы Г.Ф. Телеманом и опубликованы.
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло — популярное сочинение, которое было переложено Бахом для клавирасоло. Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком, философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе его сохранившихся произведений - 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18концертов для различных солирующих инструментов с оркестром.
В завершение концерта прозвучит Токката и фуга реминор Баха. Произведение предположительно написано во время пребывания вАрнштадте между 1703-1707 гг. Особенностью цикла является непрерывностьразвития музыкального материала - без перерыва между Токкатой и фугой. Формасостоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь сТоккатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату ифугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Георг Муффат (1653-1704)
Две пьесы из сборника «Apparatus musico-organisticus»:
Toккaтa № 12 си-бемоль мажор
Пассакалия
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Две хоральная обработка «Nun komm, der Heiden Heiland» («Гряди, Спаситель народов»),
BWV 599, 659 из«Органной книжечки» и «18 Лейпцигских хоралов»
Хоральная обработка «Wachet auf, rufs uns dieStimme» («Пробудись, голос нас зовёт»),
BWV 645 из цикла «6 Шюблеровских хоральныхобработок»
Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IVСаксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto -Grave – Presto
Алессандро Марчелло (1669-1747) - ИоганнСебастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром реминор, S. Z799
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565