Концерт органной музыки
Созвездие барокко
И.К. Керль, И. Пахельбель, Г. Бём, И.С. Бах, А. Вивальди, А. Марчелло
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова (орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в СтаройКоломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшимиорганистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей городана концерт Натальи Михайловой «Созвездие барокко», который пройдет вРимско-католическом храме св. Станислава 27 августа в 19:30.
Программа концерта НатальиМихайловой включает в себя яркие сочинения композиторов Германии и Италии эпохибарокко в разных жанрах. Будут исполнены две Токкаты и фуги в ре миноре И.С.Баха: откроет концерт «дорийская», а завершит самая популярная. Контрастнокрупным пьесам прозвучат две хоральные обработки на одну тему — «Отче наш».Чакона И. Пахельбеля и Пассакалия И.К. Керля – пьесы, написанные в формевариаций на остинатный (повторяющийся) бас. В заключительной части программы –два широко известных произведения: Концерт ля минор А. Вивальди и Адажио А.Марчелло, переложенные для органа Бахом.
Наталья Михайлова — лауреатпрестижных международных конкурсов и член Союза концертных деятелейСанкт-Петербурга. Она получила образование в Санкт-Петербургском Музыкальномучилище имени Н.А. Римского-Корсакова, в Казанской государственнойконсерватории имени Н. Жиганова и Санкт-Петербургском государственномуниверситете. Наталья Михайлова ведёт активную концертную деятельность вСанкт-Петербурге и гастролирует по России, выступая в филармонических залах. Еёрепертуар обширен, и помимо интересных сольных программ, включает ансамбли стакими необычными инструментами, как мандолина и волынка. Наталья Михайловапреподаёт орган на факультете искусств Санкт-Петербургского университета.
Римско-католический храм св.Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству сконсерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеетмноговековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять насовременном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Концерт откроет «Дорийская»Токката и фуга И.С. Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции.Каждый из них был наделён определённым характером, благодаря которому слушательпогружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение ив музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европев XVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение иизлияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги преобладаетмужественное начало. Энергичная Токката продолжается неуклонной, величественнойфугой. Разворачивающееся действо по масштабу формы сопоставимое с крупнымисочинениями композитора для хора и оркестра. Между Токкатой и фугой будетисполнена хоральная обработка «Отче наш на небесах» Баха из третьей части«Клавирных упражнений».
Современник Баха Г. Бём, музыкукоторого великий мастер любил и изучал, был основоположником и первым классикомжанра хоральных вариаций, предназначенного для домашнего музицирования. В своёмтворчестве композитор следовал северонемецким традициям. Прозвучит хоральнаяобработка «Отче наш на небесах».
И. Пахельбель написал 6 чакон дляоргана. Самая популярная из них — Чакона ре минор. Её особенностью является8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неёудивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодическихдеталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии Баха.
И.К. Керль учился в Риме у Дж.Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды он жил примюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для нихитальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёлизвестность как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусствоморганной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служилорганистом собора св. Стефана. В программе концерта — Пассакалия ре минор.
А. Вивальди — итальянскийкомпозитор, дирижёр и педагог, скрипач-виртуоз. Он оставил большое творческоенаследие, став одной из главных фигур итальянского музыкального барокко.Вивальди создал более 90 опер и 500 концертов для оркестра и сольныхинструментов. Концерт Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом,увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижнымивиртуозными крайними частями и спокойным средним разделом.
Будет исполнено Адажио изКонцерта для гобоя с оркестром А. Марчелло, переложенное для клавира Бахом.Марчелло происходил из дворянской семьи, и прежде всего он был математиком,философом и поэтом. Музыку Марчелло сочинял для удовольствия. В числе егосохранившихся произведений — 12 кантат, 12 сонат для скрипки и 18 концертов дляразличных солирующих инструментов с оркестром.
Концерт завершит знаменитаяТокката и фуга ре минор Баха. Особенностью цикла является непрерывностьразвития музыкального материала — без перерыва между Токкатой и фугой. Формасостоит из трёх частей: Токкаты, фуги и коды. Последняя, перекликаясь сТоккатой, образует тематическую арку. Не будет преувеличением назвать Токкату ифугу ре минор самым популярным произведением для органа.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Георг Бём (1661-1733)
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Иоганн Каспар Керль (1627-1693)
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах
Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)